19.03.2004 05:10
    Поделиться

    Дискуссии вокруг Водного кодекса

    До конца марта Государственная Дума должна рассмотреть в первом чтении проект Водного кодекса. Однако можно заранее предсказать, что движение подготовленного Правительством документа через нижнюю и верхнюю палаты парламента не будет легким. Проект содержит крупный камень преткновения: он предлагает собирать плату за пользование водными объектами не в местных бюджетах, как раньше, а в федеральном. Министр финансов Алексей Кудрин уже назвал цену вопроса: 11-12 миллионов рублей ежегодно. Именно столько потеряют регионы при таком раскладе.

     

    Взамен авторы проекта (Министерство природных ресурсов и Минэкономразвития) пообещали, что все собранные средства будут тратиться исключительно на нужды водного хозяйства - и никаких нецелевых расходов! Напомним, что сегодня в водохозяйственный комплекс возвращается чуть больше 20 процентов "водных" платежей. Однако в обещанную идиллию депутаты и эксперты верят с трудом. Идею подвергло сомнению и Экономическое управление Президента: по мнению его сотрудников, такого не удалось сделать еще ни в одной отрасли. Кроме того, эта схема кое в чем противоречит Бюджетному кодексу.

    В общем, ясно, что депутаты и сенаторы вряд ли одобрят законопроект, если регионы не получат хотя бы частичной компенсации выпадающих доходов. И Правительство, отправляя документ в Госдуму, обещало разработать необходимый механизм. Однако никаких конкретных предложений на эту тему пока не прозвучало.

    Жить можно - помирать нельзя

    Впрочем, передел доходов от водных платежей - не единственное спорное новшество. Проект нового Водного кодекса вводит в жизнь новое понятие - частную собственность на водные объекты. Значит ли это, что российские водоемы будут раскуплены богачами, простые граждане не смогут подобраться к воде, чтобы искупаться или посидеть с удочкой?

    Первый заместитель министра природных ресурсов Николай Тарасов постарался успокоить читателей "РГ", пояснив, что большинство водоемов останется в федеральной собственности. Купить в частном порядке можно будет лишь пруды и озера, и то лишь в том случае, если они никак не связаны с другими водными объектами и расположены не ближе километра от населенных пунктов. Под приватизацию, по его словам, не попадут и те водоемы, которые изначально являются местом отдыха окрестного населения. Предусмотрено ограничение и в том случае, если площадь объекта превышает 2 тысячи квадратных метров. Так что за судьбу Байкала (к примеру) можно не беспокоиться.

    Однако менее знаменитые озера и пруды, расположенные автономно, вполне могут быть проданы. Вместе с водоемом к покупателю отойдет и прилегающая водоохранная зона, где он сможет возводить постройки и полностью распоряжаться ими. А если поплавать или заняться каким-то промыслом на берегу захотят другие, они уже должны будут получить согласие владельца.

    Однако помимо бочки меда для будущих водных собственников припасена и ложка дегтя: они не смогут передавать свои владения по наследству. Наследники получат только прибрежные постройки, а для того, чтобы владеть водоемом, им придется пройти весь процесс приватизации заново.

    Одним махом семерых убивахом

    Проблемами водопользования занимались полдюжины федеральных инстанций и региональные власти. От этого проблем не становится меньше - скорее, наоборот: идет распыление средств, сооружения ветшают. По сведениям, которыми располагает, к примеру, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, в России 3 тысячи потенциально опасных водных объектов, у которых, к тому же, нет хозяев. Оценка главы Минэкономразвития Германа Грефа еще пессимистичнее: он насчитал несколько десятков тысяч заброшенных дамб и плотин.

    Проект нового Водного кодекса предполагает, что ведать водным хозяйством будет единый государственный хозяйственный орган. И поскольку Водная служба, преобразованная в агентство, сохранилась в составе МПР, можно предположить, что общий контроль в будущем станет осуществляться именно отсюда. А вот внутреннее устройство водного ведомства будет принципиально иным.

    На смену региональному принципу, по которому была организована старая Водная служба, авторы кодекса предлагают ввести принцип бассейновый. Должно быть создано 10 учреждений, которые будут контролировать бассейны 10 крупнейших рек страны от истоков до устья. В их ведении окажутся огромные территории. Один лишь бассейн Волги - это 38 субъектов Федерации и 11 крупнейших водохранилищ.

    Курьезы на берегу

    Дамир Шадаев, член Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, сразу же обратил внимание на некоторые противоречия и даже курьезы проекта. Скажем, одна статья разрешает будущим собственникам возводить постройки в водоохранной зоне. Другая же запрещает строительство в защитной прибрежной полосе шириной в 50 метров. Если держаться этой последней статьи, тогда придется сносить и многое из того, что уже построено. Причем отнюдь не только коттеджи новых русских. Но даже... Кремль.

    Вообще после смены кабинета министров сразу же распространились слухи, что проект Водного кодекса может подвергнуться серьезным изменениям. Однако Госдума не получала никаких сигналов затормозить работу над документом и собирается вынести его на пленарное заседание точно в срок.

    Первый замглавы МПР Николай Тарасов тем временем уверяет, что водопользователи в любом случае не должны беспокоиться: новые порядки не свалятся на них, как снег на голову. Водопользователям разрешат не переоформлять документы, пока у них не закончится действующая лицензия.

    Поделиться