23 декабря прошлого года правительство Санкт-Петербурга подписало постановление (N 134), в котором ЗАО "ИВИ-93" разрешено строительство двух зданий (жилого и административного) в благоустроенном дворе вышеупомянутых домов. История традиционна. Конечно же, застройщику выгоднее осваивать районы с уже развитой инфраструктурой - магазинами, службами быта, наземным и подземным транспортом, чем создавать такие условия в голом поле. Двор на Нарвском проспекте удобен - рядом есть магазины, парикмахерские, кафе, метро, автобусы и троллейбусы. И, конечно же, когда речь идет о подобных стройках, а соответственно о больших деньгах, как-то забывается о рядовых гражданах. А последние уже не знают, что предпринять, чтобы предотвратить губительную "уплотненку". Уже три месяца жители этого микрорайона пытаются достучаться до губернатора Петербурга и руководства Комитета по строительству с просьбой не допустить строительства.
Как можно пристраивать новое здание к стене, по которой проходит трещина? Как можно успокаивать обеспокоенных жильцов тем, что инвестор застрахует их дома и жизни!
Они объясняют, что, во-первых, двор этот никогда не пустовал. Те, кому "от двух до пяти", в течение дня тихо копошатся в песочницах - мамы спокойны, потому что "выглянула в окно, убедилась, что твое чадо лепит куличики и не капризничает, и можно дальше бигуди накручивать". А школьники - вокруг этой детской площадки, кроме жилых домов, стоят начальная, средняя школы и интернат для слабослышащих детей - обычно проводили время в хоккейной коробке, а летом играли во дворе в футбол. И родители знали, что машина мимо них не проедет и что мяч на проезжую часть не выскочит. Построить на этом месте дом - и детям будет негде гулять. А другой такой площадки поблизости нет.
Второй аргумент опасающихся уплотненной застройки жильцов - их гаражи, расположенные под домами. Управление недвижимого имущества Адмиралтейского района уже разослало уведомление (на основании вышеупомянутого постановления N 134 правительства Санкт-Петербурга) об отказе договоров аренды на земельный участок, на котором стоят гаражи. Также КУГИ оставил за собой право обратиться в суд, если арендуемый земельный участок не будет освобожден в трехмесячный срок. Альтернативы чиновники арендаторам не предложили. А ведь некоторые гаражи были предоставлены пенсионерам и инвалидам. На льготных условиях. И теперь им, чтобы "пристроить" свои машины, придется обращаться в гаражную комиссию Территориального управления Адмиралтейского района, заново оформлять все бумаги и разрешения. А потом в порядке живой очереди ждать, когда в районе освободится какое-нибудь нежилое помещение или найдется земельный участок, чтобы на свои средства возвести на нем новый гараж.
Третий аргумент - самый серьезный. Жители микрорайона опасаются, что во время строительства новых зданий их дома развалятся. То есть они просто-напросто опасаются за свою жизнь.
Переписка чиновников и протестующих жильцов домов на Нарвском проспекте похожа на разговор глухого со слепым. В ответах на претензии последние даже не рассматриваются. Ответственные лица лишь твердят, что все сделано "в соответствии", "согласно" и "принимая во внимание". И в самом деле, на первый взгляд все делается в соответствии с законами, ГОСТами и ТУ. Объяснение того, что правительство Петербурга приняло постановление на основании результата изыскательских работ, учитывая мнение граждан и в соответствии с решением инвестиционно-тендерной комиссии, в устах какого-нибудь чиновника (сколько их уже было) звучит логично. Но если присмотреться...
Общественные слушания были организованы с заранее известным результатом. Объявления, приглашающие жильцов обсудить "проблемы жилищного фонда" (кстати, об уплотненной застройке в них не было сказано ни слова), появились за два часа до общественных обсуждений этого инвестиционного проекта. Найденные, написанные от руки четыре бумажки кто-то развесил так (на темной внутренней двери парадной, на шахте лифта), что только бездельничающие пенсионеры обратили на них внимание. В итоге от жильцов домов N 10, 12, 14 и 16 пришло только четыре человека, но зато присутствовал глава районной администрации Юнис Лукманов со всей своей свитой, глава муниципального образования и депутаты муниципального совета. Конечно же, голосование состоялось в пользу уплотнительной застройки - четыре голоса не сыграли роли.
Кроме этого, изыскательские работы на земельном участке, выделенном под строительство, были проведены уже после того, как проект застройки был рассмотрен и одобрен инвестиционно-тендерной комиссией. ИТК приняла свое решение 18 ноября 2003 года, а изыскания начались в декабре. И пока никто не поднял вопроса о том, что в пятне застройки - там, где планируется рыть фундамент - пересекаются все коммуникации близлежащих домов. Но даже не это вызывает опасение. Дело в том, что все четыре дома относятся к "николаевской" застройке (до 1917 года). Капитального ремонта ни в одном из них не проводилось. Гнилые межэтажные конструкции держатся только чудом - а гнить дальше им помогает пар, пышущий из подвалов.
Полусгнившие горизонтальные балки шевелятся, когда наступаешь на них, вертикальные - стоят под углом, доски с дранкой, от которых уже отвалилась вся штукатурка, можно проткнуть пальцем. В доме N 16 несколько месяцев назад в одной из квартир второго этажа к соседям на первый этаж провалилась ванна. Сюжет об этом был показан на телевидении, но соответствующие службы никак не отреагировали. Вернее, ванну подняли, закрепили. Но балки не поменяли, и они продолжают гнить дальше. Из-за жуткого состояния деревянных перекрытий разрушаются и кирпичные стены.
По злополучному дому N 16, по той самой стене, к которой собираются пристраивать новое здание, проходит широченная трещина. Она видна невооруженным глазом. А в этой стене скрыты все газовые трубы. То есть стоит трещине "поползти", и взрыв, подобный тому, который прогремел в Архангельске, произойдет, возможно, и в Петербурге. А вообще, если внимательно присмотреться к внешнему виду архитектурных конструкций начала прошлого столетия, то видно, что дома N 10,12,14,16 очень ветхие. Об этом говорят ромбовидные перекошенные окна, не открывающиеся, заклинившиеся в перекосившихся дверных коробках двери. Канализационная система вообще не работает, и все течет в подвалы, заполненные водой почти до уровня земли. Еще в восьмидесятых годах все четыре здания хотели отправить на капитальный ремонт. Потом, правда, об этом как-то позабыли.
О каком новом строительстве может идти речь, если пол и стены старых домов начинают трястись и скрипеть, когда по двору проезжает машина или "Спецтранс" меняет мусорные баки! Как можно пристраивать новое здание к стене, по которой проходит трещина? Как можно успокаивать обеспокоенных жильцов тем, что инвестор застрахует их дома и жизни!
Именно об этом спрашивают все подписавшиеся под обращениями к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко. Они уверены в том, что какой бы "щадящей" ни была технология вбивания свай, их дома рухнут. Они просят Валентину Матвиенко внимательнее рассмотреть этот проект.