Итоги поступления налогов в бюджет за 2003 год

Всего за 2003 год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налогов и сборов (включая поступления в государственные внебюджетные фонды) 3636 млрд. рублей, что на 15,4 процента больше, чем в 2002 году.

При этом в консолидированный бюджет страны мобилизовано 2671,3 миллиарда рублей налогов и сборов, что на 14,6 процента больше, чем в 2002 году.

Темпы роста поступлений налогов и сборов в 2003 году опережают индекс потребительских цен (112 процентов), что свидетельствует о росте поступлений в реальном выражении, который составил 102,3 процента.

Почти девять десятых всех доходов консолидированного бюджета сформированы за счет поступлений пяти видов налогов.

Так, поступления НДС в консолидированный бюджет составили 619 миллиардов рублей (23,2 процента), налога на прибыль организаций - 527 миллиардов рублей (19,7 процента), налога на доходы физических лиц - 455 миллиардов рублей (17,0 процента), платежей за пользование природными ресурсами - 399 миллиардов рублей (14,9 процента), акцизов - 347 миллиардов рублей (13,0 процента).

В федеральный бюджет за 2003 год поступило 1311,7 миллиарда рублей налогов и сборов, или 114,1 процента к уровню 2002 года.

Структурный состав налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета несколько отличается от консолидированного. Так, НДС обеспечил 47,2 процента поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами - 19 процентов, акцизы - 18,9 процента, налог на прибыль - 13,0 процента.

Из общей суммы поступивших в консолидированный бюджет налоговых платежей в федеральный бюджет перечислено 49 процентов, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 51 процент.

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за 2003 год поступило 1359,4 миллиарда рублей, или 115 процентов к 2002 году.

Кроме того, в 2003 году единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды поступило 961 миллиард рублей, что на 17,3 процента больше, чем за 2002 год.

Четыре пятых общего объема поступлений в государственные внебюджетные фонды поступило в Пенсионный фонд Российской Федерации (765,2 миллиарда рублей), по 10 процентов приходится на поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации (100,5 миллиарда рублей) и фонды (федеральный и территориальные) обязательного медицинского страхования (в сумме свыше 95 миллиардов рублей).

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" МНС России было установлено задание по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов (включая единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет) в 2003 году в размере 1666,5 миллиарда рублей.

Фактически поступило 1676,3 миллиарда рублей, что в номинальном выражении на 12,6 процента больше, чем в 2002 году. Задание за отчетный год, установленное Федеральным законом, выполнено на 100,6 процента. Превышение фактического поступления доходов федерального бюджета по отношению к установленному на 2003 год заданию составило почти 10 миллиардов рублей.

Задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет страны, установленное в размере 1300,9 миллиарда рублей, выполнено на 100,8 процента (дополнительно в федеральный бюджет поступило около 11 миллиардов рублей).

Единого социального налога мобилизовано в федеральный бюджет в 2003 году около 364,5 миллиарда рублей.

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет страны по состоянию на 1 января 2004 года составила 520,4 миллиарда рублей и за период с начала года увеличилась на 0,3 процента.

В последние три года наблюдается изменение структуры задолженности по формирующим ее составным частям. Если на начало 2002 года на недоимку приходилось 52 процента, то к началу 2004 года - 42,4 процента; на отсроченные платежи - соответственно 28,9 процента и 14,6 процента. Что касается приостановленных к взысканию платежей, то их удельный вес растет, и значительно: с 19,2 процента на начало 2002 года до 43 процентов на начало 2004 года.

МНС России и его территориальными органами применялся весь комплекс мер принудительного взыскания задолженности. Всего в результате действия мер принудительного взыскания погашено задолженности в бюджеты всех уровней на сумму 225,9 миллиарда рублей, что составляет 8,5 процента налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет.

По результатам проведенных камеральных и выездных проверок за 2003 год дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней с учетом налоговых санкций и пеней на сумму 261,0 миллиарда рублей.

Суммы дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок увеличились в 1,6 раза, а по выездным - в 1,7 раза.

Кроме того, по результатам проверок отказано в возмещении НДС по экспортным операциям и на внутреннем рынке на сумму 51,3 миллиарда рублей.


По материалам МНС России.