В России, однако, это событие оставалось почти не замеченным.
А речь идет о том, что в ночь с 19 на 20 марта со дна Балтийского моря к северо-востоку от острова Готланд на поверхность был поднят шведский самолет-разведчик DC-3, сбитый советским истребителем 13 июня 1952 года в шведских водах.
Это сейчас такие слова и выражения, как "шведский самолет-разведчик" или "сбит советским истребителем", и пишутся, и произносятся, и воспринимаются как нечто само собою разумеющееся. А между тем, для того чтобы стороны согласились признать их правомерность, понадобилось несколько десятков лет, в течение которых практически не прекращалась ожесточенная дипломатическая дуэль.
Свои претензии советской стороне шведы предъявили сразу, как только управляемый первым пилотом Альваром Эльмебергом самолет пропал с экранов радаров. Советская сторона, к чему ей было не привыкать, эти обвинения отвергла. Шведы настаивали, хотя прямых вещественных доказательств у них не было. В годы работы послом Советского Союза в Швеции приходилось и мне принимать и по поручению центра тут же отклонять представления шведов.
Атмосфера переговоров по этому поводу, как и по многим другим, начала меняться лишь с приходом гласности и перестройки. В 1991 году Советский Союз повинился в том, что самолет был сбит, а Швеция признала, что DC-3 в том закончившемся трагически полете не тренировками занимался, а вел, по согласованию с членом НАТО Великобританией, разведывательную деятельность.
Вот тут-то, казалось бы, и поставить ту самую точку, о которой в эти дни, спустя 13 лет, говорят шведские СМИ. Но не тут-то было. В Швеции нашлись энтузиасты, водолазы-любители, которые посчитали своим долгом во что бы то ни стало найти исчезнувший бесследно самолет. Достать его, как говорится в русских сказках, хотя бы со дна моря. И действительно достали. Обнаружили его еще в июне прошлого года. На помощь любителям пришли прфессионалы-подводники. Осенью на поверхность были подняты крылья самолета и часть радиотехнического оборудования. Найдены были и человеческие останки, принадлежавшие, как потом стало ясно, командиру борта Альвару Эльмебергу.
Для подъема фюзеляжа изготовили специальную металлическую платформу, с помощью которой его наконец в конце марта и вытащили. 200 метров дна было заморожено, чтобы легче было отыскать и сохранить останки семи других членов экипажа.
Заключительные работы производились в присутствии 16 родных и близких погибших. Телекамеры засвидетельствовали их вздох, словно из единой груди вырвавшийся, когда над пенистой кромкой морской волны показался еще хранящий кое-где следы серебряной краски корпус самолета. Что в нем было, в этом вздохе: отболевшая уже горечь потери, настоенная на десятилетиях грусть, возродившаяся надежда захоронить останки близкого человека?..
Наверное, все вместе и еще многое такое, что не поддается слову.
Да, чего-чего, а долгой памяти шведам не занимать, будь то события общественного или личного, семейного характера. Особенно когда они окрашены в драматические, трагические тона. Как эта печальная эпопея DC-3, с которой, как и с трагической судьбой Рауля Валленберга, каждый житель страны знакомится еще со школьного возраста.
Начальник подъемных работ Клас Лундин назвал их успешное завершение историческим событием. Сын первого пилота Рогер Эльмеберг предложил подумать о музее, напоминающем о закончившейся "холодной войне".
...Кто-то из российских читателей может заметить снисходительно, что это, мол, результат относительно спокойной - мирной жизни шведов, не воевавших уже почти двести лет в отличие от нас, потерявших только в прошлом веке от всех "горячих" и "холодных" войн, внешних и внутренних, десятки миллионов людей.
Пусть так. Но это трепетное отношение к судьбе каждой отдельно взятой человеческой личности не может не вызывать искреннего уважения. Вот уж поистине - "Никто не забыт, ничто не забыто".