Вчера на заседании Временной комиссии Совета Федерации по налоговой политике собравшиеся чиновники и сенаторы получили редкую возможность в полной мере ощутить недовольство предпринимателей системой финансовых сборов и обсудить с ними необходимые поправки в кодекс - явившиеся на мероприятие представители предпринимательских организаций сосредоточились как раз на критике имеющейся системы налогообложения.
Количество малых и средних предприятий в России не растет с 1996 года, в малом и среднем бизнесе занято не более 20 процентов трудоспособных граждан. Для сравнения: в Польше в этой отрасли трудится почти 50 процентов граждан трудоспособного возраста. Эти цифры были приведены вчера на заседании комиссии. И хотя Президент Владимир Путин еще в декабре 2001 года на заседании президиума Госсовета по вопросам малого бизнеса заявил, что развитие предпринимательства является приоритетным для экономики, радикальных изменений к лучшему в этой области пока не наблюдается. Правда, по словам заместителя министра финансов РФ Михаила Моторина, в последние три года благодаря начатой реформе системы налогообложения заметно увеличилось количество налогоплательщиков. Ставка подоходного налога за это же время была снижена с 35 до 13 процентов, в результате чего собираемость налогов возросла в полтора раза.
- В 2003 году поступления в бюджет от малого бизнеса составили более 17 миллиардов рублей, а в 2002 году - всего лишь 7,9 миллиарда рублей. При этом налоги на предпринимательскую деятельность были существенно снижены: средний размер платежей от одного субъекта налогообложения сократился с 44 тысяч до 27 тысяч рублей, - сообщил Моторин.
Однако, по мнению парламентариев, как минимум 70 процентов доходов от предпринимательской деятельности до сих пор остаются "в тени". Сами предприниматели жалуются не столько на высокие налоги, сколько на нечеткость, неясность налоговой системы, административные барьеры и громоздкость системы отчетности. По словам одного из бизнесменов, ежеквартальный отчет его фирмы, в которой трудятся всего лишь 60 человек, весит 15 килограммов.
По словам Моторина, парламентариям и кабинету министров в ближайшее время предстоит конкретизировать те положения законодательства, которые касаются места уплаты налогов представителями малого бизнеса: предприниматели выступают против того, чтобы платить налоги по месту осуществления ими предпринимательской деятельности, и предлагают выплачивать налоги по месту регистрации фирмы. Действительно, торговые фирмы часто выезжают со своими товарами в областные города, в связи с чем им затруднительно платить налоги в каждом из населенных пунктов.
Сенаторов же, судя по всему, особенно волнует учет прав региональных и местных органов власти по регулированию механизмов налогообложения малого бизнеса. Однако, по мнению Моторина, местное самоуправление еще не готово к исполнению таких функций. Так что механизмы налогообложения малого и среднего бизнеса будут по-прежнему формироваться в большей степени на уровне Федерального центра. Зато значительная часть налогов, ранее забиравшихся Центром, будет оставаться в казне регионов.
Сенаторы намерены добиваться выведения из сферы ведения Федерального центра налога на наследование и дарение, а также налога на доходы физических лиц, транспортного и дорожного налога. Предполагается, что все соответствующие изменения будут внесены в Налоговый и Бюджетные кодексы уже к маю нынешнего года.