Он любит эпатировать публику
Писатель, режиссер, главный редактор журнала "Урал" полушутя-полувсерьез величает себя "солнцем русской драматургии", 12 лет назад он был замечен и обласкан Галиной Волчек. А сегодня стал самым репертуарным, востребованным автором пьес в России. Первую же его работу поставили 90 театров страны. В свои почти 45 он уже сочинил более 80 пьес, половину из них и сейчас играют на сценах России, государств СНГ, Англии, Германии, Финляндии и Австралии...
Своим учителем в драматургии Коляда считает Чехова, хотя тот оставил после себя всего шесть пьес. Обожает родной Екатеринбург и не любит Москву - страшно там устает. Создал свою творческую мастерскую. Имеет учеников. Читает лекции, и не только на Урале - к примеру, в Оксфорде и Кембридже. Увлечен "старомодным" занятием - до сих пор ведет личный дневник. Писание пьес для него - как наркотик: когда не занимается сочинительством, чувствует себя скверно. После того как в восьмилетнем возрасте у Коляды скончалась сестра, безумно боится смерти, страх этот так и не прошел...
Крестьянский сын, он восстановил в своей родной деревне церковь святого Николая, там у него есть домик и огород - отдушина от суетливого города. Здесь бывает полно народу: за шашлыками, водкой и чаем идут неспешные беседы о творчестве, рождаются самые неожиданные идеи, обсуждаются пьесы молодых авторов и прочее. Страшно переживает за бедных, несчастных людей. А еще любит кошек - в его квартире их штук восемь.
И - проклинает тот день, когда "пошел в артисты"...
Нелюдимо наше море
В 2002 году, помнится, Николай Коляда вновь, после некоторого затишья, приковал внимание екатеринбургского бомонда к своей скромной персоне. На малой сцене Екатеринбургского академического театра драмы состоялся 100-й показ спектакля "Корабль дураков, или Нелюдимо наше море". Автор пьесы и режиссер-постановщик - он сам. И хотя "Корабль..." ставился неоднократно, но "посуху", и всего лишь дважды предпринималась попытка его "многоводной" инсценировки - в Екатеринбургской драме и чуть раньше в Нижнем Тагиле. Сценографом этих спектаклей является постоянный соавтор Коляды, главный художник театра Владимир Кравцев.
Отметим, что "Корабль дураков" идет уже более семи лет. За это время неоднократно был на гастролях в Москве: в частности в рамках офф-программы фестиваля "Золотая маска". Но пьеса не стареет, стабильно собирает аншлаг.
А между тем уральский классик вдруг решил попробовать себя в роли... шеф-повара. Коляда увлечен идеей собственного театра, где посетителей накормят вкусным обедом, сопроводив процесс переваривания пищи энергичным театральным действом. Свое детище он как-то представлял под Рождество в екатеринбургском музее "Пушкинский дом". Уже зарегистрировано и некоммерческое партнерство "Коляда-театр". По задумке в этом названии - "Коляда" - не только фамилия основателя и обозначение проекта, но и отражение карнавального духа рождественских колядок, которым должен быть пронизан новый театр.
Как признался драматург, попробовать себя в этом деле его заставили сложившиеся обстоятельства. Давно работая в Театре драмы и поставив там кучу спектаклей, он вдруг почувствовал: атмосфера в коллективе стала меняться, и не в лучшую сторону. К тому же летом 2001-го в Екатеринбургском театральном институте выпустился "его" курс. Ребята подошли и прямо, в лоб, спросили: "Неужели вы теперь нас бросите на произвол судьбы?"
Бросить их он, конечно, не мог. Родилась идея - создать "живой театр, который волнует зрителя и не дает ему забыть о происходящем на сцене минимум несколько дней". Как это сделать, Коляда, похоже, тогда уже знал. Нужен русский театр с... супом.
Смотри и ешь
Опыт подобного увеселительного учреждения культуры екатеринбургский драматург подсмотрел в Швеции пять лет назад, когда побывал в Королевском театре Стокгольма на премьере своего спектакля "Рогатка".
Тамошний Кларасуптеатр открылся 17 февраля 1989 года, и за это время в нем было поставлено более 130 спектаклей. Театр часто гастролирует в Швеции, за рубежом, билеты расхватывают так же, как в свое время у нас в любимовский театр на Таганке.
Рецепт успеха этого проекта на первый взгляд очень прост. Небольшое помещение - максимум 40 столиков, каждый на четыре персоны. Теплая, в прямом и переносном смысле, атмосфера - на столиках к началу спектакля стоят горячие супы, свежеиспеченные шведские булочки с тмином, кофе, сахар, вода. Бокал вина можно заказать отдельно. Билет стоит 150 крон (около 13 долларов), что очень демократично, поскольку цена на билеты в Королевский театр "Драматен", к примеру, начинается от 225 крон.
Спектакли здесь играются со среды по субботу, всегда в полдень. Они очень короткие, идут час с хвостиком. К каждой постановке подается специальное блюдо. В частности, к спектаклю о шведских пенсионерах "50 с плюсом идут в атаку!" предлагали суп-крем из шампиньонов.
Сама драматургическая лаборатория тоже сродни процессу изготовления супа. Все зависит от повара - соль и перец, специи добавляются по вкусу, а в результате получается коллаж из юмора и грусти, сатиры и пародии, драмы и комедии. В Кларасуптеатре не курят, обязательно отключаются мобильные телефоны, а главный режиссер Мед Ревентберг, заступившая на эту должность шесть лет назад, встречает и приветствует "дорогую публику" прямо в дверях заведения.
Благодарные зрители вовсю работали ложками и спрашивали мэтра о творческих планах.
Эта идея Коляде, который черпает темы для своих пьес буквально на лестничной площадке, в транспорте, на колхозном рынке и в свежих газетах, пришлась по нраву. По его мнению, такой прием в Екатеринбурге приживется, особенно если потчевать зрителя чем-то родным - пельменями, окрошкой, борщом или холодцом с хреном. В грядущем успехе нового театра его основатель ничуть не сомневается.
- У нас все есть, - говорит "солнце русской драматургии". - Деньги? Они обязательно появляются там, где что-то происходит. Да мы и сами - "золото".
Мэтр и его команда
Сегодняшнее "золото" Коляды - его партнеры и созданная команда. Около 30 бывших учеников, единомышленников, среди которых как знаменитости - Олег Богаев (лауреат "Анти-Букера" за пьесу "Русская народная почта") и тагильский автор Василий Сигарев (его пьесы "Пластилин" и "Черное молоко" ставят столичные театры), так и не слишком известные широкой публике драматурги Надежда Колтышева, Татьяна Ширяева, Татьяна Филатова...
Власти Екатеринбурга пообещали подыскать для Суп-Театра собственное здание, но, как водится, процесс почему-то не пошел. И вот на малой сцене "Театрона" искушенной публике был презентован первый "съестной" набор: отрывки из кабаре-программы "Шаркнем по душе", из спектакля "Селестина", который сейчас готовится Колядой к постановке на "большой" сцене. А в меню был французский суп с беконом, сыром и сельдереем, приготовленный сотрудницей театра Любовью Кошелевой, сам Коляда преподнес сваренное им блюдо под названием "суп деревенский" (похлебка) - морковка и лук были выращены на собственной даче, а масло сбито его родителями. Прилюдно драматург пообещал это делать и впредь.
Благодарные зрители вовсю работали ложками и спрашивали мэтра о будущих планах. Программа проекта, оказалось, расписана на месяцы вперед. Так, 29 февраля народ присутствовал здесь на Дне Шнурка - столь торжественно и официально было решено отметить день рождения самого маленького артиста "Театрона" крысенка по кличке Шнурок.
Гастроли? Они тоже возможны. Начать решено с Урала, а там, глядишь, увлечет романтика севера Тюменской области. Челябинцам, например, уже хорошо запомнился 12-часовой театральный марафон с авторским чтением пьес, который проводили Коляда и его коллеги на Южном Урале.
Как бы там ни было, в будущее Николай Коляда смотрит с присущим ему оптимизмом:
- Мое доброе имя и люди, которые мне верят, - главное, чем я сейчас располагаю. Фактически второй раз в жизни все начинаю с нуля...