Напомним, что он обвиняется в гибели списанной атомной подводной лодки К-159. Бывший первый замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, по имеющейся информации, выступил на процессе в качестве эксперта с резкой критикой главного флотоводца страны, фактически, обвинив именно его в создании предпосылок для многочисленных ЧП на флоте.
По стечению обстоятельств крейсером "Петр Великий" командует племянник Касатонова - контр-адмирал Владимир Касатонов.
Впервые в истории отечественного Военно-морского флота флагманский корабль признан небоеспособным. Приказом адмирала Владимира Куроедова экипажу корабля предписано заново начать зимний цикл боевой учебы.
Крейсер "Петр Великий", вне сомнения, является самым грозным надводным кораблем ВМФ. Бывший статс-секретарь Минобороны Андрей Кокошин назвал его как-то "пожирателем авианосцев" и был абсолютно прав. Естественно, роль лидера обязывала экипаж корабля ко многому. И, казалось, он оправдывал свое флагманское предназначение. Все годы нахождения в составе Северного флота этот крейсер на итоговых проверках получал только положительные оценки, в 2003 году был признан лучшим кораблем ВМФ.
Во время масштабных февральских учений "Безопасность-2004" крейсер "Петр Великий", в отличие от подводников, отстрелялся успешно. А теперь выясняется, что именно тогда судьба всего Северного флота и жизнь нашего Президента висели на волоске: как публично заявил вчера Владимир Куроедов, "корабль находится в таком состоянии, что может в любой момент взлететь на воздух, и это особенно опасно с учетом того, что он оснащен ядерной силовой установкой". Можно сказать, что Главком ВМФ предотвратил североморский Чернобыль.
Однако чтобы установить взрывоопасность столь огромного крейсера, явно недостаточно даже Главкому просто пройтись, по его же словам, "там, где не ходят адмиралы". Можно увидеть корабельную грязь, встретить матросов в разорванных робах, которые с перепугу забудут честь отдать, то есть испортить себе настроение вполне реально. Но как узреть, что ядерные котлы или ракеты "Гранит" вот-вот рванут?
"Петр Великий" спроектирован в Северном ПКБ. Генеральный конструктор этого конструкторского бюро доктор технических наук, профессор Владимир Юхнин так прокомментировал заявление Владимира Куроедова:
- Практически все ЧП на флоте случались по причине человеческого фактора. Однако могу сказать, что конструкция крейсера "Петр Великий" выполнена с учетом так называемой "дуракоустойчивости", а техническое оснащение корабля отличается высокой надежностью. Ракеты "Гранит", к примеру, обладают не только уникальными тактико-техническими характеристиками, но и устойчивостью к внешнему воздействию. Подобные ракеты не сдетонировали даже при взрыве торпед на "Курске". А что касается ядерной безопасности крейсера, то силовая установка имеет столько степеней защиты, что авария, подобная чернобыльской, просто исключена.
"Петр Великий" построили на Балтийском заводе. Специалисты этого предприятия ведут инженерное сопровождение крейсера. Вот что сказал нам по телефону генеральный директор старейшего в России судостроительного завода Олег Шуляковский:
- Я крайне удивлен заявлением адмирала Куроедова. Мы отвечаем за техническое состояние корабля и следим за ним, как за здоровьем собственного ребенка. И ответственно заявляю, что не может ТАРК "Петр Великий" взорваться в любую минуту. И не дело Главкома определять состояние ядерной силовой установки. Для этого есть специальное управление в Министерстве обороны, которое Куроедову не подчиняется.
Непосредственно с борта "Петра Великого" в редакцию позвонил полномочный представитель Балтийского завода, начальник группы технического сопровождения Наиль Гафаров:
- Крейсер находится в хорошем состоянии и с технической точки зрения способен выполнить любую боевую задачу. Однако уровень технической подготовки выпускников военных институтов крайне низок, но в этом вины командира крейсера нет - это проблема общегосударственная. И за три недели, которые дал Главком на устранение недостатков, ее не решишь. По моему мнению, шум, поднятый вокруг технического состояния "Петра Великого", никакого отношения именно к технике не имеет.
Главком ВМФ Владимир Куроедов, похоже, сам не ожидал того резонанса, который вызовет его заявление об аварийности флагмана Северного флота. В своем интервью РИА "Новости" он, по сути, опровергает самого себя, заявляя, будто "сообщения некоторых СМИ о том, что "Петр Великий" находится в аварийном состоянии, которое может представлять собой угрозу, не соответствуют действительности". Однако несколькими часами ранее те же РИА "Новости" процитировали Главкома, сказавшего: "Крейсер может в любой момент взлететь на воздух". Когда же адмирал Куроедов говорил правду?
между тем
По мнению английского эксперта С. Сандерса, главного редактора британской военной энциклопедии, технические риски связанные с эксплуатацией "Петра Великого" не стоит преувеличивать. Особенно это касается, считает он, проблем безопасности ядерного реактора.
Норвежский ученый Нильс Бемер из экологического движения "Беллона", подчеркивает, что "Петр Великий" является "одним из наиболее надежных кораблей российского флота". "Это может вызвать иронию, но на этот раз именно "Беллона" старается немного остудить разгоревшиеся вокруг корабля страсти", - подчеркивает Бемер.
Досье "РГ"
"Петр Великий" введен в состав Северного флота в апреле 1998 года, относится к крейсерам третьего поколения. Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника. "Петр Великий" вооружен 20 противокорабельными ракетами дальнего радиуса действия "Гранит". ПВО крейсера включает 12 пусковых установок комплекса С-300Ф "Форт" и 96 ракет. Противоракетная защита крейсера осуществляется ракетными системами "Оса-МА", ракетно-пушечными комплексами "Каштан". Артиллерийское вооружение - 130-мм системы АК-130 с дальностью стрельбы до 22 км. Противолодочная защита осуществляется при помощи трех вертолетов Ка-27ПЛ, базирующихся на борту, ракетного комплекса "Водопад-НК" и ракетно-бомбового "Удав". Силовая установка мощностью 140 тыс. л. с. включает 2 ядерных реактора и 2 вспомогательных паровых котла. Максимальная скорость хода - 30 узлов (более 50 км/час). Автономность плавания - 60 суток.