Глава фондов "Единство во имя России" и "Политика" Вячеслав Никонов видит в нынешней структуре исполнительной власти ощутимое сходство с американской моделью, а сам процесс реформирования Правительства назвал "вестернизацией". Не потому, что равенство министров обеспечит полковник Кольт. Просто не создай Америка летом еще одно министерство - внутренней безопасности - совпало бы и количество властных структур (14), и большинство их названий, и взаимоотношения "по вертикали" между подчиненными и начальниками. В рамках того же процесса, по мнению Никонова, - резкое изменение состава первой ветви власти, ставка на создание (под руководством играющего тренера с неоспоримым авторитетом) некоей "команды мечты". Термин американский и на нашей почве трудно укоренимый.
Однако же назначения Фрадкова, Кудрина, Жукова и других, по словам Никонова, уже вдохновили западных партнеров и инвесторов. Правда, ряд коллег Никонова выражали сомнения в том, что "машина будет нормально работать", даже если за рулем наконец-то остался только один водитель и двигатель отлажен.
Как выяснилось, долгое знакомство и триумфальная победа не прояснили для экспертов окончательный ответ на вопрос: кто же он, мистер Путин. Президента они по-разному оценивают, и всяк пророчит ему свое. По мнению Игоря Бунина, гендиректора Центра политических технологий, наш Президент сочетает в себе повадки лиса и льва. На первом сроке президентства ему было важно, чтобы не повторился кризисный 1998 год, приходилось быть осторожным, гибким и предусмотрительным. Сейчас, сказал политолог, Путин будет действовать как "царь зверей", иначе с либеральными реформами не справиться. Вопрос же о социальной цене реформ остается самым тяжелым из всех возможных - по "нижней части среднего класса" они грозят ударить весьма чувствительно.
Глава ФЭП Глеб Павловский считает, что Президент и Правительство строят свою работу именно в интересах среднего класса - "людей-планировщиков", которые привыкли наперед рассчитывать свое будущее, покупать жилье, получать образование и т.д. Они вовсе не горят желанием вернуться на два года вспять в результате реформ ЖКХ или перевода образования со здравоохранением на сугубо коммерческие рельсы. Павловский подбросил коллегам новый термин для обсуждения - политику Путина в ближайшие 4 года он назвал "управляемой нормализацией". В политическом плане ее должна обеспечить "управляемая демократизация" (не путать с демократией). По мнению Павловского, самым трудным для Президента станет не 2008, а 2006 год - к "внутреннему давлению" добавится внешнее после выборов в странах СНГ.
Обсудив все тонкости экономической и политической линии нового Правительства и знакомого Президента, эксперты сошлись во мнении, что над деятельностью их обоих необходим плотный общественный контроль. Но о том, как его наладить на практике, договорились подискутировать в следующий раз. Пока не время.