- До сих пор у России нет пока единой четкой политики по отношению к Грузии. Позиции Президента России и МИДа конструктивны и либеральны, выдержаны в духе времени и направлены на улучшение отношений между Москвой и Тбилиси. Отношение Минобороны и Генштаба более консервативно.
Основная болевая точка - это спор о судьбе двух российских баз на территории Грузии. Как известно, в соответствии со Стамбульскими соглашениями 1999 года Россия вывела две свои базы до 1 июня 2001 года. Две оставшиеся должны быть ликвидированы до 2007 года. Россия настаивает, что для этого нужно 10-11 лет, что формально не противоречит ранее достигнутым договоренностям.
Но Грузию это не устраивает: ведь российские базы препятствуют вступлению Тбилиси в НАТО. Естественно, что Москва будет всячески тормозить подобный процесс. Но сделать это будет сложно. Надо помнить, что Россия заручилась обещаниями стран СНГ, в том числе и Грузии, что бывшие российские базы не будут передаваться в распоряжение НАТО. Не решен и ряд других серьезных проблем. В частности, ситуация в Панкисском ущелье, где находятся чеченские бандгруппы.
Что касается грузино-аджарского конфликта, то главным здесь является экономический спор. Хотя ярко выражен и конфликт двух поколений. Президент Грузии Михаил Саакашвили представляет новые прозападные силы, более образованные, более гибкие, отвечающие новым реалиям. А глава Аджарии Абашидзе - это представитель старой гвардии, с душком феодализма. С самого начала этот конфликт был обречен на "долгожительство". Думаю, что какое-то время два лидера будут притираться друг к другу. Грузия может решить эту проблему в течение 1-1,5 лет. Аджарии предоставят самую высокую степень автономии в рамках Грузии. Насколько мне известно, механизм работы автономии сейчас разрабатывается. Уверена, что то же самое будет и в Абхазии, и Южной Осетии.
Но если Абашидзе не пойдет на определенные уступки Тбилиси, то не исключен и силовой вариант. Хотя не думаю, что он будет использован. Абашидзе - мудрый политик и захочет остаться в истории как человек, не допустивший кровопролития. В конце концов он сдаст свои позиции, получив от Тбилиси определенные гарантии. Ведь лидер Аджарии прекрасно понимает: пришли другие люди, настали новые времена.
Грузия сама может справиться с аджарской проблемой, без помощи извне. Если же Россия вмешается в этот конфликт своими силовыми структурами, то это может привести к катастрофическим последствиям. Надо принимать только взвешенные решения.