26.03.2004 04:00
    Поделиться

    О ликвидации химического оружия

    Чапаевского наскока не получилось

    Мир избавляется от наследия холодной войны, однако процесс слома машины глобального военного противостояния очень сложный и подчас болезненный. К тому же требует немалых финансовых затрат. И успешный результат на этом пути может быть достигнут лишь при условии совместных действий самых разных государств.

    В особенности это касается процесса уничтожения одного из опаснейших видов оружия массового уничтожения (ОМУ) - химических вооружений. Реализация международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХО) оказалась гораздо более сложной проблемой, чем представлялось первоначально. И не только потому, что Россия получила в наследство от СССР самый крупный в мире арсенал химического оружия (ХО) - 40 тыс. тонн, и пришлось изыскивать колоссальные средства на его уничтожение. Главное заключалось в том, что проблему ликвидации ХО в России в силу целого ряда специфических причин невозможно было решить без сознательной поддержки всего населения страны и широких кругов общественности, понимающих всю важность этого поистине исторического шага. Возникла необходимость создания адекватной новым условиям системы информации населения, прежде всего в регионах, где это оружие размещено, чтобы помочь общественности преодолеть негативные настроения в отношении процесса ликвидации ХО и принять активное участие в его реализации.

    Как известно, научно-технические аспекты уничтожения ХО начали прорабатываться в Советском Союзе еще в 70-е гг. В последующем речь шла уже о создании мобильного комплекса для ликвидации аварийных боеприпасов. Этот комплекс был продемонстрирован участникам международных переговоров в 1987 г. на военном объекте Шиханы. За период с 1980 по 1987 гг. с использованием этого комплекса было уничтожено около 4000 единиц боеприпасов, содержащих более 280 тонн ОВ. В 1985 г. правительство СССР приняло решение о создании стационарного объекта по уничтожению ХО. Таким образом, еще за два года до прекращения производства химического оружия в 1987 году страна наша начала готовиться к процессу ликвидации его запасов.

    Созданный в 1989 г. комплекс в районе г. Чапаевска должен был явиться первым крупномасштабным объектом по уничтожению химического оружия, опыт эксплуатации которого позволил бы разработать предложения по созданию других объектов и тем самым решить проблему ликвидации запасов химического оружия в СССР. К сожалению, объект в г. Чапаевске так и не был введен в эксплуатацию в основном из-за протеста общественности и населения региона. Одновременно этот протест был поддержан соседними регионами, запретившими транспортировку отравляющих веществ по их территории. Негативный опыт создания объекта в г. Чапаевске в полной мере отразил просчеты бывшего руководства страны в работе с населением и прессой.

    Стало очевидным, что практически решить весь комплекс вопросов, связанных с уничтожением химического оружия, можно только путем принятия достаточно открытой Государственной целевой программы, ключевой задачей которой было бы усиление внимания к соответствующим социальным вопросам, к развитию инфраструктуры регионов и обеспечению населения необходимой информацией. Проект такой Государственной программы был подготовлен в 1990 году и представлен в Верховный Совет СССР. Доработанный проект был представлен правительству в 1991 году, но на этом судьба документа оборвалась в связи с распадом СССР.

    В числе первых решений России в области уничтожения химического оружия можно считать принятие весной 1992 г. указа Президента РФ о формировании Комитета по конвенциональным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ. На этот комитет были возложены функции межведомственного координационного центра по проблемам, связанным с ликвидацией химического оружия. Одной из основных являлось предоставление населению соответствующей информации.

    Однако именно в этой области практически на всем протяжении деятельности администрации президента Б. Ельцина было сделано явно недостаточно. Все это не могло не оказать негативного воздействия на решение проблем, связанных с химической демилитаризацией. Неспособность руководства страны к отказу от излишней секретности наряду с нехваткой у государства средств на осуществление социальных преобразований играли крайне отрицательную роль в формировании общественного мнения, создавая почву для различного рода домыслов и политических спекуляций в отношении процесса уничтожения ХО.

    Это проявлялось в обращениях к властям с требованиями прекратить процесс реализации КХО, который, как утверждалось, представлял серьезную опасность для здоровья населения и создавал угрозу для окружающей среды. Как свидетельствовали факты, население выражало гораздо больше опасения по поводу угроз, связанных с ликвидацией ХО, чем по поводу негативных последствий его хранения.

    После подписания и ратификации КХО при продолжающейся нехватке у общественности соответствующих данных о свойствах ХО, методах и средствах коллективной защиты от него, технологии уничтожения ОВ реакция в регионах на процесс химической демилитаризации стала еще более негативной. При этом нельзя сказать, что необходимые сведения отсутствовали вообще. Наоборот, информация стала появляться даже в большем объеме. Однако она была малодоступной для широких масс. Дело заключалось в том, что эта информация публиковалась в узкоспециализированных, малотиражных изданиях, а брошюры и учебники по гражданской обороне не содержали нужных данных.

    Процесс пошел

    В этих условиях требовалось срочно изыскивать новые формы контактов с населением, которые позволили бы широкой общественности правильно ориентироваться в многочисленных аспектах проблемы уничтожения ХО. И начиная с середины 2000 г. ситуация, связанная с информационным обеспечением процесса ликвидации ХО в России, постепенно начала меняться к лучшему. Значительно возросло внимание к вопросам химического разоружения со стороны законодательных и исполнительных органов, Правительства РФ, областных и местных органов власти. Указом Президента РФ в октябре 2000 г. было принято решение о возложении функций государственного заказчика и других полномочий в области химического разоружения на Российское агентство по боеприпасам. Агентство также должно было выполнять функции национального органа РФ по реализации Конвенции о запрещении химического оружия. При агентстве стало действовать Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. Соответствующим президентским указом была образована Государственная комиссия по химическому разоружению. Ее главной задачей стало целевое обеспечение координации действий федеральных органов, органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области химического разоружения.

    Была пересмотрена концепция уничтожения запасов химического оружия. Все это нашло отражение в последней редакции Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г., N 510. Одновременно началось выделение государством финансовых средств, необходимых для реализации поставленных задач, хотя все еще в недостаточном объеме. Расширилось взаимодействие России с зарубежными странами в деле оказания ей финансовой помощи в области уничтожения ХО. Иностранная помощь на российские программы в ближайшем будущем может составить приблизительно 50 процентов необходимых затрат, хотя пока ее доля не превышает 20 процентов, а 80 процентов - это собственные средства России.

    Тем не менее процессы, связанные с реализацией КХО, стали идти более быстрыми темпами. Практически во всех регионах, где находится химическое оружие, разработаны технико-экономические обоснования для строящихся объектов, проведены инженерно-экологические изыскания, сделана оценка будущего воздействия объектов по уничтожению ХО на окружающую среду. Осуществлена общественная экологическая экспертиза, а также даны заключения природоохранных и санитарно-экологических организаций. Успешно начал работать завод по уничтожению химического оружия в поселке Горный Саратовской области, продолжается строительство объектов в г. Щучье Курганской области и в г. Камбарка Удмуртской Республики.

    В новых условиях, когда вопрос уничтожения химического оружия вступил в стадию конкретной реализации, для лучшей адаптации населения к этому процессу просто нельзя было обойтись без создания на государственном уровне качественно новой, отвечающей требованиям момента, адекватной системы информационного обеспечения населения. Основной целью новой информационной системы является создание условий для свободного обмена мнениями и взглядами всех заинтересованных сторон по вопросам, касающимся уничтожения ХО. Это, с одной стороны, обеспечивает предоставление населению и общественным организациям информации, а с другой, дает возможность полного и своевременного получения данных о состоянии общественного мнения, настроении людей, проживающих в местах хранения и уничтожения ХО.

    Не слухом единым

    Мероприятия по информационному обеспечению осуществляются по общему плану на нескольких уровнях: международном, федеральном и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований в местах расположения объектов УХО (под этими объектами понимаются объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также бывшие объекты по его производству) в соответствии с этапами выполнения Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации".

    Одной из приоритетных целей новой системы информационного обеспечения проблемы уничтожения ХО является ее реализация на международном уровне. Это необходимо для укрепления международного сотрудничества, дальнейшего развития внешних связей в сфере химического разоружения, расширения круга иностранных партнеров по оказанию помощи России в уничтожении ХО, использования в этой связи возможностей государств - участников Программы "Глобального партнерства".

    Мероприятия по информационному обеспечению на международном уровне осуществляются:

    - в форме обмена мнениями и информацией с международными организациями, государственными органами и парламентами стран - участниц КХО, неправительственными, общественными экологическими организациями;

    - в форме предоставления информации зарубежным СМИ по вопросам безопасного хранения ХО, конкретным шагам России в области выполнения требований Конвенции, уровне финансирования и запланированных затрат. Последнее необходимо делать, чтобы избежать дублирования программ странами, оказывающими помощь России, и обеспечить ей возможность уложиться в сроки, оговоренные в КХО.

    Не менее важным является информационное обеспечение проблемы ликвидации КХО на федеральном уровне, поскольку оно дает населению страны предоставление об общем состоянии дел, связанных с реализацией КХО, и определяет стратегические задачи в решении этого вопроса. Здесь активную роль играют органы исполнительной власти, Федеральное Собрание РФ, общественные и экономические организации, а также независимые эксперты.

    Основное внимание уделяется информационному обеспечению проблем химического разоружения на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Его важнейшими задачами являются, с одной стороны, содействие достижения политического взаимопонимания и сотрудничества между федеральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, между военными и населением, а с другой, обеспечение общественного одобрения на местах планов по уничтожению ХО. Для этого в основных регионах, где размещено химическое оружие, созданы Региональные информационные центры (РИЦ), работающие в прямом контакте с местными правительственными структурами и различными общественными организациями.

    Большую работу в этой сфере проводят информационные центры по связям с общественностью, созданные при войсковых частях в местах хранения и уничтожения химического оружия. Главными задачами этих центров являются регулярный мониторинг общественного мнения, социально-политической и экологической обстановки в регионах, где размещено ХО, а также предоставление населению объективной информации о состоянии дел в сфере химического разоружения в каждом конкретном регионе.

    Для ведения работы с населением по вопросам хранения и уничтожения ХО в ряде регионов сформированы Общественные советы из жителей населенных пунктов, входящих в Зону защитных мероприятий (ЗЗМ) объектов хранения и уничтожения ХО, имеющие соответствующие программы и проводящие регулярные заседания.

    Спрашивайте - отвечаем

    Информационными центрами установлен постоянный контакт с региональными и местными СМИ. Ими проводится систематическое отслеживание материалов информационных агентств, ведущих телеканалов и печатных изданий. На основе этих действий осуществляется выпуск еженедельных обзоров, рекомендаций и предложений. Кроме того, в региональных СМИ организуется ежемесячный выпуск вкладышей по вопросам хранения и уничтожения ХО. Периодически распространяются листовки и брошюры по этой тематике. В этой деятельности региональные центры во многом опираются на опыт "Зеленого Креста", активно работающего в соответствующих регионах.

    Одной из важнейших сторон деятельности РИЦ является оперативная подготовка материалов и размещение на телевидении соответствующей информации, касающейся пропаганды необходимости химического разоружения и формирования у населения позитивного отношения к вопросам уничтожения ХО. Ряд центров уже подготовили специальные телевизионные программы и телефильмы по данной тематике.

    Особое внимание в регионах уделяется проведению конференций и брифингов (с участием представителей администрации и общественных организаций), отражающих основные события на строительстве объектов по уничтожению ХО, а также разъясняющих государственную политику по вопросам реализации требований КХО.

    Ключевой стороной информационного обеспечения, осуществляемого РИЦ, является составление ими информационной базы на основе международных и российских законодательных актов и нормативных документов по вопросам УХО, а также создание собственных сайтов с размещением и поддержанием их в Интернете.

    В обязанности центров входит разработка учебных программ по вопросам хранения и уничтожения ХО, обеспечение экологического образования населения, химического разоружения, а также организация консультаций для ответов на вопросы и разъяснения государственной политики в области хранения и уничтожения ХО, а также уровня финансирования реализуемых программ.

    Несмотря на то что новый подход к информационному обеспечению населения по вопросам уничтожения химического оружия функционирует сравнительно недавно, данные с мест позволяют сделать вывод о его достаточной эффективности. Он не только позволяет населению и общественным организациям получать конкретную и актуальную информацию о важнейших решениях в области химического разоружения, но также дает возможность курирующим органам получать данные об отношении к этим решениям на местах и делать из этого соответствующие выводы. Строго говоря, это и является средством усиления гражданского контроля над процессом химической демилитаризации страны.

    Цель всех этих мероприятий состоит не просто в увязывании в единую систему процесса информирования населения о всем происходящем в сфере уничтожения химического оружия. Главная задача видится в снятии определенной социальной напряженности, которая часто возникает, а порой и искусственно создается вокруг всего, что связано с процессом УХО.

    Создаваемая система информации населения способна поставить заслон на пути ложных слухов. Поэтому наш совет - если услышите очередную "сенсационную подробность" относительно опасности, связанной с уничтожением химического оружия, не спешите пугаться. Не надо верить "сарафанному радио", когда есть действительно компетентные информационные центры. Обратитесь в один из них и получите исчерпывающее квалифицированное разъяснение по самому острому вопросу.

    В самом общем плане концепция необходимости УХО исходит из понимания того, что процессы, связанные с хранением складированного многие десятилетия назад химического оружия, не всегда поддаются осознанному вмешательству человека. Надо знать, что по мере физического старения химического оружия разных форм складирования от неприятных неожиданностей застраховаться невозможно.

    Что же касается процессов уничтожения, то они абсолютно управляемы, относительно кратки по времени и основаны на самых современных технологиях. Причем отечественные технологии не только не уступают, но и в определенных своих процедурах превосходят и идут впереди западных.

    Сегодня Россия приступает ко второму крайне ответственному этапу выполнения Конвенции - уничтожению к 29 апреля 2007 г. очередных 20 процентов (8 тыс. тонн) своего химического оружия. Этот этап потребует не только слаженной работы всех звеньев системы УХО, потребуется понимание и поддержка населения как тех районов, где проводится и будет проводиться уничтожение, так и российской общественности в целом.

    Поделиться