Валерий Кичин рассказывает о новинках DVD

Каждый из нас немного Будда

Сейчас, когда на экранах новый фильм Бернардо Бертолуччи "Мечтатели", интересно устроить себе мини-ретроспективу картин великого итальянца. Так что фирма CP Digital очень своевременно выпустила на DVD "Маленького Будду" 1993 года.

По идее картина трактует вопросы веры. Веры в божество, кем бы оно ни было. В Учителя, указания которого непререкаемы. В реинкарнацию - то есть в жизнь после смерти, когда душа человека становится душой козла, а потом козел возвращается в человеческий облик и правит людьми. Я не иронизирую - этой притчей начинается "Маленький Будда".

В современный Сиэттл прибывают два буддийских монаха. Они приходят в семью архитектора и учительницы, чтобы сообщить: их сын Джесси - новое воплощение Будды. Далее законы притчи потребуют разносторонней проверки юнца на божественность, а также отсылов к древности, когда прекрасный принц Сиддхарты, живший двадцать веков тому назад, стал одним из первых воплощений Будды.

Все это произойдет в фильме - в живописном антураже восточной экзотики, в заунывных песнопениях Рюичи Сакамото, в потрясающих кадрах, снятых оператором Витторио Стораро.

Остается испытание для зрителя: сможет ли он закрыть глаза на необъяснимое поведение персонажей. В современный дом приходят монахи, объявляют единственного сына своим потенциальным божеством, увозят малолетку к себе на Тибет, и родители смотрят на все это без особой тревоги! Придется закрыть глаза также на Киану Ривза, который и статен, и мускулист, но как актер силен только в боевой позиции матричного божка, а в фильме, претендующем на интеллектуальность, выглядит статистом.

В "восточной трилогии" Бертолуччи этот фильм, несомненно, слабейший. Но у мастера даже полуудача - событие, мимо которого пройти невозможно. Оценка 5 из 10.

Кто в наших бедах виноват

"Старухи", дебют Геннадия Сидорова, - гран-призер и сенсация прошлогоднего "Кинотавра". Это кино натуральное, исходящее из предположения, что людям России реальная Россия по-прежнему интересна. Близорукий скажет, что там вся правда жизни - в лексике нещадно матерящихся старух. Умный сообразит, что старухи настоящие, сняты у себя дома, в заброшенной деревне, где они остались одни - доживать, и стесняться им некого. Это не художественный образ, но это сильное обобщение: режиссеру удалось отыскать в российской глубинке метафору умирающей страны, на смену которой, наверное, придет что-то другое, а пока - межвременье. Дискотечная тусовка, заполнившая все пустоты в свободном от идей пространстве, ждет не дождется, когда это все вымрет. А "это" и есть Россия.

Есть и другое наблюдение, очень точное и тоже шокирующе правдивое. Единственные существа, которые еще домовиты, жизнестойки и способны даже в полной разрухе наладить человеческий быт, - пришлые люди. И дело не в том, что режиссер русофоб, как заподозрила парочка критиков, и даже не в том, что в фильме это таджики - могли быть и армяне, и узбеки. Автор фильма говорит о порушенных традициях, об идейном кризисе России, повергшем страну как бы в безвоздушное пространство без верха и низа, без категорий "хорошо" и "плохо". А пришлые люди, у которых и традиции, и навыки вековые, и почти животный инстинкт выживания еще не атрофированы, несут в себе и энергию, и цивилизованную приветливость к другим, и какой-никакой порядок.

Это тоже правда, хоть и горькая. После фильма крики о заполонивших страну чужаках кажутся бессильной яростью погибающих от собственных недугов. Надо оборотиться на себя, ужаснуться тому, что мы сами с собой учинили под веселый дискотечный грохот, и понять, что пируем во время чумы. DVD CP Digital, оценка 7 из 10.

Гол, но сокол

"Снова голый" - шведская комедия, которая поначалу кажется дурацкой, но над ее природой интересно подумать. Сюжет идиотичен и способен шокировать нервных: великовозрастные балбесы решили подшутить над приятелем, и когда он вдрызг назюзюкался, живописно уложили его на пол лифта в совершенно голом виде (малоаппетитные подробности оставлю в стороне). Проснувшись как младенец, он, однако, не очень паникует, интенсивно бегает по лестничной клетке, осваивается с новым положением. Происходят, понятно, разные встречи, в которых самое замечательное то, что никто из встреченных не удивляется нестандартному виду человека. А тому явно нравится бегать голышом, да и актер, его играющий, тоже резвится, как может, открывает в себе новые, доселе скрытые возможности. Но беда в том, что парню надо спешить на собственную свадьбу, а без манишки тут никак. И суть в том, попадет или не попадет ко времени. Но начинается "день сурка".

Сходство со знаменитым сюжетом про заевшую пластинку времени только внешнее. В фильме Гарольда Рамиса (1993) это было остроумно, здесь скорее играет роль тренировки. "Снова голый" порожден компьютерным сознанием людей, съевших собаку на аркадных играх. Там если сорвешься, надо начать с начала, снова и снова убивать все тех же монстров, перепрыгивать через те же пропасти, уворачиваться от тех же разящих маховиков, стремясь достать все ту же луну с неба. Тут повторение - типичная мать учения: понемногу обвыкаешь, тренируешься и проходишь все дальше к цели.

В фильме ровно тот же сюжет. После каждой роковой ошибки Андерс обнаруживает себя снова в лифте в той же исходной позиции. Он уже знает, как вести себя со встречными-поперечными, ищет самые выгодные варианты и обходные пути, продвигается все дальше к невесте и, вырвавшись на новый уровень, совершает новые роковые ошибки. Наблюдать становится занятно.

Картина эта наиболее простодушно выражает идеологию эпохи прикольного кино. То есть такого в принципе ублюдочного кино, где прикол сам по себе считается конечной целью и высшей ценностью. Кто привык к более содержательным и утонченным материям в искусстве - тому быстро надоест.

DVD "Кармен-видео", оценка 5 из 10.

Анимация шагает по планете

Вот уже и на "Оскаре" есть полноправная номинация полнометражных анимационных картин. И "Шрек" участвует в Каннском фестивале, а "Унесенные призраками" получают Гран-При в Берлинском, отодвинув в тень обычные игровые ленты. "Ледниковый период" режиссеров Карлоса Салданы и Криса Уэджа тоже ходил в номинантах, но до премии не дошел. Что справедливо: при всем обаянии картины там почти все вторично, все похоже на где-то уже виденное.

На Землю накатывает ледниковый период, звери снимаются с места и маршируют на юг. Подзадержались двое: мамонт Мэнни и ленивец Сид, который увязался за мохнатым гигантом, словоохотливый, как ослик из "Шрека". И еще две стаи: первобытные люди и саблезубые тигры, которые ждут добычи. Тигр охотится за деликатесным человеческим детенышем, сынка пытается спасти героическая мама, но тонет в бурном потоке, оставив драгоценный сверток на попечение Мэнни и Сида. Те гуманно решают вернуть ребенка в его стаю, и весь фильм - это их одиссея сквозь льды к ушедшим в неизвестность людям. Финал исполнен благородства и такой незамутненной патетики, какая всегда говорит о дефиците чувства юмора у авторов.

Это дивное семейное развлечение с красивыми живчиками на красивом ландшафте. Ленивец Сид очень забавен и симпатичен, все опасности, грозящие героям, кажутся веселой игрой, и мы быстро забываем о трагическом контексте происходящего, который вынудил живность эвакуироваться в теплые края. И, конечно, никто не напомнит нам о том, что наш новый друг Мэнни вместе со всем своим племенем обречен на вымирание, - не надо о грустном.

В бонусах диска комментарий режиссера, шесть эпизодов, не вошедших в окончательный монтаж и подарочный мультик "Новое приключение Скрэта". Оценка 7 из 10.

Источник DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".