20idei_media20
    26.03.2004 03:48
    Рубрика:

    Слияние регионов может стать тенденцией

    Каких изменений в Конституции это потребует? Вопрос к экспертам

     

    Борис Макаренко, центр политических технологий:

    Объединение маленьких автономных округов с крупными "материнскими" субъектами РФ может стать тенденцией. Есть еще два вероятных варианта слияния: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ с Иркутской областью и немного другой случай - Ямало-Ненецкий автономный округ с Тюменской областью.

    Автономный округ - не просто еще один субъект Федерации. Автономия изначально создавалась для обеспечения особых специфических прав этнических меньшинств. В случаях с Коми-Пермяцким и Усть-Ордынским округами нельзя говорить, что они стали субъектами при формировании России, когда каждый хватал столько суверенитета, сколько мог. Они создавались именно как территории с компактным проживанием немногочисленной этнической группы. Ямал из этого ряда выпадает, потому что регион благодаря газовым богатствам превратился в малонаселенный, но более чем обеспеченный субъект РФ.

    Ключевым моментом в моделях объединения является принцип добровольности. Когда автономный округ создавался ради малочисленной общности, то на этапе становления российской государственности он получил статус равный Москве или Красноярскому краю. Историческую случайность по многим показателям вполне логично исправить. Ясно, что при этом обязательно надо в соответствующих законах проговаривать гарантии, обеспечивающие интересы коренной этнической народности. В целом от такого слияния с более экономически развитым соседом малонаселенная территория выигрывает.

    На Ямале во главу угла поставлены не этнические особенности ненцев, а бюджетные отношения и разделение доходов от нефти. Во всех остальных случаях, когда идет речь об объединении самодостаточных субъектов, важно, чтобы инициатива была с обеих сторон добровольной и доведенной до ума. Например, если захотят воссоединиться Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Насчет Москвы и ее области - это пока экзотика.

    Особых изменений в Конституции из-за объединения Коми-Пермяцкого округа с Пермским краем не требуется. Закон имеет статус конституционного, потому что надо будет прописывать новый порядок субъектов. Но это скорее формальная конституционность. Нужны изменения в законодательстве другого плана. Если объединение регионов разрастется в тенденцию, возможно, придется прописывать законодательный порядок этого процесса. Но основные моменты, в частности добровольность и обязательное проведение референдума,перемен не требуют.

    Михаил Краснов, фонд"Индем":

    - Конечно, объединение Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью - это тенденция, а не единичный случай. Интересно, насколько она естественна и откуда идет - снизу или сверху. Неясно, насколько в самих объединяемых субъектах осознают необходимость объединения и осознают ли вообще. Пока, похоже, все делается сверху. Об этом свидетельствует и живое обсуждение этого слияния на федеральном уровне.

    Конституцию менять придется. В Основном Законе указаны все субъекты Федерации и их виды, и любое изменение статуса субъектов должно быть отражено. Но сначала они должны объединиться, что происходит в соответствии с федеральным конституционным законом, который Совет Федерации и одобрил. Не думаю, что это объединение регионов будет последним, но состав следующей "пары" предсказывать не берусь.

    Сергей Маркелов, группа "Марк Коммуникейшн":

    - Объединение округа и области - это некий географический элемент административной реформы. Управление территориями должно упроститься. К тому же и это слияние, и другие будущие укрупнения регионов экономически обоснованы и за редким исключением выгодны именно малым субъектам Федерации.

    Поправки в Конституцию технически неизбежны. Список субъектов Федерации в Основном Законе несколько морально устарел. В Конституции, как и во всяком другом документе, должны быть статьи стабилизирующие, неизменные и, скажем так, динамичные. В данном случае речь идет о корректировке именно такой статьи, без изменения которой невозможна модернизация страны.

    Следующими "парами" наверняка станут Усть-Ордынский автономный округ и Иркутская область, а также Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область. Там дело уже дошло до подписания протоколов о намерениях, и в следующем году можно ждать слияния.