О вкусах, как говорят англичане, не спорят, а литература - такой предмет, где субъективная оценка - обязательный атрибут нормальной критической позиции. Поэтому любой список чем-то кому-нибудь да не понравится. Между тем есть вещи, которые явно противоречат здравому смыслу. На них и обратим внимание, анализируя только что ставший доступным выпускникам так называемый "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" (он опубликован на сайте "Российской газеты" - www.rg.ru).
Из 379 тем (а это заметим, лишь на 13 меньше, чем в прошлом году) 207 - посвящено русской литературе XVIII-XIX веков и 172 - отдано двадцатому веку. Если учесть, что школьные часы, отданные на изучение этих двух эпох, распределяются совсем в другой пропорции, думаю, что акцент на литературе XX века - один из недостатков "Перечня...".
Хорошо, что в списке много тем, посвященных анализу какого-либо эпизода, сцены, диалога. "В чем смысл финала комедии Грибоедова "Горе от ума" или "Сон Татьяны" (анализ эпизода из пятой главы романа "Евгений Онегин". "Куски" выбраны значимые, определяющие главную мысль автора, поэтому проверить, насколько хорошо школьники понимают их роль в произведении, было бы весьма полезно. К этой же категории письменных заданий относится и разбор отдельных поэтических произведений: стихотворений М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Бунина. Между тем авторы "Перечня..." так и не учли замечания, которые были высказаны педагогами по поводу странных подзаголовков к этим темам: "Восприятие, истолкование, оценка". Помнится, что преподаватели литературы еще в прошлом году недоумевали, что же должен делать выпускник в первую очередь: описывать собственное восприятие стихотворения (то есть писать о себе, выражать себя через текст Лермонтова либо Фета) или прежде всего анализировать сами произведения? И что значит "оценка": уж не выставление ли школьником баллов экзаменуемым поэтам?
Самым большим разочарованием стало обилие цитатных тем.
Главный же недостаток списка, на мой взгляд, состоит в несуразной разнокалиберности тем - они, что называется, из "разных весовых категорий". Одни поражают обширностью, широтой своих формулировок, другие же, наоборот, конкретностью и узостью предлагаемого материала. Сравните: "Анализ стихотворения Ивана Бунина "Ночь" и тема "Обреченности буржуазного мира". Или "Тема веры и безверия в драме Горького "На дне", "Раздумья о Человеке" в пьесе М. Горького "На дне" и здесь же банальные "Женские образы в драме М. Горького "На дне". То же самое можно сказать о темах, посвященных Блоку, Пастернаку и другим поэтам XX века. Так, тема под номером 298 предусматривает анализ одного лишь стихотворения Пастернака "Снег идет". А следующая за ней - предлагает раскрыть особенности поэзии Бориса Пастернака в целом. Не ясно, каким образом экзаменаторы собираются оценивать сочинения по столь неравноценным темам. Или заведомо за более простые будут ставить и более низкие оценки?
Не удовлетворяет и, скажем так, количественное присутствие авторов в списке. К примеру, на мой взгляд, к Александру Сергеевичу Пушкину проявлено явное неуважение: ему отдали лишь двадцать тем, а это вся лирика вместе с "Евгением Онегиным" и "Капитанской дочкой". Маяковский и Горький получили столько же, а Булгакову авторы списка посвятили 25 тем.
Как и в прошлом году, не заслужили упоминания в "Перечне..." ни Цветаева, ни Мандельштам. Но самым большим разочарованием стало обилие цитатных тем. Причем цитируются не произведения программных авторов, а общефилософские мысли известных людей прошлого. Ну, как, скажите, вы будете себя чувствовать, если на выпускном экзамене вам попадется тема "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". Да еще без указания конкретного произведения, от которого и нужно "плясать". Большинство цитатных тем снабжено туманной припиской в скобках - писать по одному или нескольким произведениям русской литературы.
Скажу по опыту педагогической практики, у школьника от подобного дрожат руки и разбегаются мысли. Думаю, никому не хотелось бы оказаться перед чистым листом бумаги с заданием написать нечто на тему "Родник поэзии есть красота" или "Искусство стремится непременно к добру..." Так и просится на язык Грибоедов с Репетиловым: "Об чем, бишь, нечто? - Обо всем". Кстати, таких вот тем в списке оказалось 39 (раздел русской литература XVIII-XIX века) и 36 - XX век. Это почти десятая часть перечня!
Минус, на мой взгляд, и в том, что в списке нет тем, предполагающих сопоставление произведений разных авторов, - нет ощущения, что литература - это единый и непрерывный процесс.
Теперь, что называется, пройдемся по мелочам. Вызывает большой вопрос тема "Образ защитника Родины в "Слове о полку Игореве". Напомним составителям, что новгородсеверский князь предпринял свой половецкий поход, не заручившись поддержкой практически никого из русских князей (за исключением князя Всеволода), а, значит, проявил себя отнюдь не как патриот и защитник Родины. Тема, посвященная мотивам романтических стихотворений В.А. Жуковского "Море" и "Вечер", представляется не корректной, поскольку второе стихотворение больше соответствует сентименталистской, а не романтической эстетике. К слову, не достаточное внимание составителей списка к темам по теории литературы (посвященным жанровым, композиционным, стилистическим особенностям произведений), что сказалось и на формулировке самих тем. Так, сочинение "Трагизм образа Базарова" лучше назвать "Драматизм образа Базарова".
Не стоит путать выпускников и называя тему "Мильон терзаний" Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова "Горе от ума". Девушка действительно испытывает немало душевных переживаний, но И.А. Гончаров в своей известной статье писал все же о Чацком.
Не понятно, как в список программных произведений попало стихотворение Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны". Замечу, что оно представляет собой стихотворное переложение Великопостной молитвы Ефрема Сирина и может быть предложено в качестве сочинения только в тех учебных заведениях, где ученики достаточно хорошо знакомы с Законом Божиим.
Не избежали составители перечня и дубляжа. К примеру, раскрытие темы "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") мало чем будет отличаться от сочинения "Проблема чести и долга в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". К слову, последнее входит в реестр тем большинства московских вузов, поэтому может быть рекомендована и как тема для школьного сочинения. "Стихотворения М.Ю. Лермонтова "Пророк" целесообразнее было бы сопоставить со стихотворением А.С. Пушкина с тем же названием.
Есть и абсолютно нешкольные темы. К примеру, такая: "Как Печорин относится к проблеме судьбы?" На мой взгляд, ее едва ли может в полной мере раскрыть выпускник школы на уровне глубокого эстетического понимания соотношения жизненного выбора и рока. Большое филологическое исследование потребуется и для написания, казалось бы, простенькой темы "Чичиков и Ноздрев". Другой пример подобного рода: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium". Работа над этим сочинением сопряжена с хорошими знаниями философии.
Явный ляп составителей списка - попытка разделить на главных и второстепенных героев пьесы А.П. Чехова "Три сестры". Каждый из них играет весьма важную роль в идейном замысле автора.
Тематически выдержан раздел, посвященный произведениям М.А. Шолохова, а вот темы по произведениям Андрея Платонова, Александра Твардовского, Николая Заболоцкого и Александра Солженицына - опять разношерстные. Вполне понятно, что анализ одного стихотворения, а тем более одного из образов отдельного стихотворного произведения не сопоставим с вопросами, затрагивающими философию творчества того или иного автора в целом.
Печорин и Чичиков в одном комплекте
(об экзамене)
Как сообщили "РГ" в Министерстве образования и науки РФ, в регионах, не принимающих участия в ЕГЭ, письменный экзамен по русскому языку и литературе в этом учебном году будет проводиться в традиционной форме. Школьники будут писать сочинение или изложение с творческим заданием. При подготовке экзаменационных материалов учтены все замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов
Российской Федерации. К примеру, количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, сократили, а сложные цитатные темы заменили более простыми. Причем в каждом комплекте предусмотрены темы различного уровня сложности.
На сайте "Российской газеты" опубликован общий список тем. А их комплекты будут обнародованы во второй декаде мая. Они поступят в органы управления образованием субъектов Российской Федерации по электронной почте и будут размещены в Интернете. Предполагается, что весь курс литературы "уместится" в 60 комплектов по пять тем в каждом.
Структура комплектов такова:
1. Анализ стихотворения поэта ХIХ - ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ-ХХ века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя ХIХ века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).
Комплект N1
Вот примерный образец содержимого одного из пакетов, которые поступят в школы перед сочинением.
1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы "Княжна Мери" романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы "Княжна Мери" романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".)*
2. "...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни" (А. Белый).
3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".)
б) Пейзаж в романе И.С.Тургенева "Дворянское гнездо".
4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско".
5. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи..." (В.Г.Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
* Некоторые темы, включенные в "Перечень...", выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне..." под одним номером.
Подготовила Елена Новоселова