26.03.2004 01:00
    Поделиться

    Почему Жердев боится возвращаться

    Каждый год за океаном в Национальной хоккейной лиге происходит довольно специфическое действо, называемое "драфтом".

    Начинается эта процедура с того, что катаются по всему миру скауты клубов Национальной хоккейной лиги и выискивают талантливых спортсменов для НХЛ, хочет того спортсмен или не хочет, а его записывают в какую-нибудь команду, куда его потом всячески заманивают, предлагая астрономические суммы и перспективы в самой сильной лиге мира.

    Затем в межсезонье в США или Канаде устраиваются своеобразные многораундовые торги, когда клубы, выбравшие юные таланты, выставляют их на своеобразный аукцион, по очереди выбирая себе приглянувшегося хоккеиста.

    Ставший известным своим побегом за океан в конце прошлого года экс-армеец Николай Жердев также прошел процедуру драфта. Числясь фаворитом среди юных хоккейных дарований, Николай тем не менее был выбран только в четвертом раунде, приглянувшись скромному "Коламбус Блю Джакетс", который и оформил отношения с игроком, заключив предварительный контракт.

    После подписания бумаг Жердев вернулся в Россию с намерениями отыграть еще один сезон в составе армейского клуба, собираясь отправиться за океан не раньше осени 2004 года.

    По крайней мере именно сам Николай именно так распространялся о своих дальнейших планах:

    - Я хочу отыграть в ЦСКА еще год. Грех у такого тренера, как Виктор Тихонов, уму-разуму не поучиться. Ну а если в НХЛ разразится локаут, к чему все и идет, то в армейском клубе проведу еще минимум 2 года. Руководство "Коламбуса" уже предложило мне контракт, и контракт неплохой. Но я хочу выиграть что-нибудь здесь, в России, с ЦСКА...

    Это интервью игрок дал за месяц до начала регулярного чемпионата России в Суперлиге.

    Но, как известно, в чемпионате дела у армейцев не заладились, да и сам Жердев начал сезон в России спустя рукава и свою прежнюю игру, которая позволила ему попасть в число самых талантливых молодых хоккеистов планеты, уже не показывал. В 20 матчах чемпионата он набрал всего четыре очка за результативность. Это послужило поводом к тому, что за несколько суток до исчезновения хоккеиста руководством армейского клуба решался вопрос о переводе Жердева в фарм-клуб ЦСКА.

    Николай не стал дожидаться, когда его отправят во второй состав, и неожиданно для всех оказался на борту самолета летевшего в Канаду. В Оттаве беглец получил американскую визу и направился в штат Огайо, где его ждали довольные боссы "Голубых Жакетов".

    "Этого парня в России не оценили, он обладает великолепной скоростью, потрясающе владеет шайбой, бросает и ведет игру. Если вы увидите его в деле, вы поймете, что в нем все качества являются выдающимися" - именно такими эпитетами юного форварда встретила Америка.

    После того как руководство армейского клуба и Федерации хоккея пережили шок в связи с побегом таланта, на свет появились обращения наших хоккейных боссов, которые требовали вернуть беглеца в Россию. Основной упор делался на то, что отъезд Жердева грубо нарушил договор между Международной федерацией хоккея (ИИХФ) и НХЛ, по которому игрок, начавший сезон в чемпионате своей страны, должен закончить его и не имеет права до этого срока перебираться в НХЛ, кроме как с согласия своего клуба. ЦСКА "добро" на переход не давал, и поэтому претензии российской стороны выглядели обоснованными. Кроме того, журналистам сообщили, что Жердев проходил в ЦСКА действительную воинскую службу и его действия могли быть квалифицированы как дезертирство, что по нашим законам предусматривало серьезное наказание - вплоть до уголовной ответственности.

    Тяжба по делу бывшего нападающего ЦСКА тянулась долго. Стороны несколько месяцев обменивались взаимными упреками в СМИ, порой не стесняясь в выражениях, однако разобрать в том, кто прав, не представлялось возможным. Поэтому логичным решением стало проведение независимого арбитража в Швейцарии. Судьбу форварда доверили независимому арбитру - Штефану Нетцелю.

    Заседание арбитража шло два дня в закрытом режиме, и затем еще целую неделю стороны ждали окончательного вердикта.

    Он оказался в пользу американской стороны. На 25 страницах решения по делу Жердева было записано, что российская сторона имела основания на подачу иска, поскольку у нас были подозрения в нарушении пункта 5.5 соглашения между НХЛ и ИИХФ. Все было "обоснованно и добросовестно". Там ведь сказано, что игрок не имеет права уезжать после начала сезона, если между клубами нет специальной договоренности. Но Нетцль вынес решение в пользу "Коламбуса". Он посчитал, что представленных нами аргументов недостаточно.

    Решающим аргументом не в пользу ФХР арбитр Нетцль посчитал справку, которую представил российский адвокат Жердева Олег Сорокин. В бумаге, подписанной старшим помощником московского городского военного прокурора подполковником юстиции Олегом Зарубиным, говорилось, что Жердев был призван в ряды Вооруженных Сил в нарушение требований Положения о воинском учете. Представители российской стороны, узнав о справке, тут же отказались от утверждений, что Жердев был военнослужащим. За что заслужили от арбитра комплимент в "адекватности и объективности".

    В то же время Нетцль отказал американской стороне в возмещении средств, потраченных на подготовку и ведение процесса. Кроме того, в качестве компенсации за моральный ущерб "Коламбус" требовал возвращения всех средств, выплаченных НХЛ российским клубам за переход игроков в этом сезоне. А это очень внушительная сумма, ведь по нынешнему соглашению между НХЛ и ИИХФ за переход каждого хоккеиста в возрасте до 20 лет заокеанские клубы платят компенсацию в размере 250 тысяч долларов.

    Российская сторона сообщила, что не оставит попыток добиться справедливости, однако какими будут эти шаги, пока не ясно. Лишь только вице-президент попечительского совета ЦСКА Валерий Гущин заметил, что российский клуб не исключает варианта, при котором рассмотрение "дела Николая Жердева" будет продолжено в американском суде. По словам Гущина, в ближайшее время руководство ЦСКА подробно обсудит ситуацию со своим адвокатом, чтобы определить, есть ли реальный шанс рассматривать дело на территории США.

    Нашему корреспонденту удалось связаться с виновником этой истории - Николаем Жердевым, который согласился дать небольшое интервью для читателей "РГ".

    - Николай, когда вы приняли решение уехать в Америку, то очень рисковали. Или же вы с самого начала были уверены, что вам разрешат играть в НХЛ?

    - Я знал, что закон будет на моей стороне. У меня был подписан контракт с "Коламбусом", и мне все четко разъяснили, перед тем как я решил уехать за океан. У российской стороны не было шансов выиграть это дело, поскольку многие из их доводов оказались просто пустыми словами. Поэтому я не боялся и был уверен в успешном для меня разрешении дела. О своем поступке я нисколько не жалею. Ведь я бы мог после ЦСКА-2 оказаться даже в воинской части, а я переходил в армейский клуб, чтобы играть в хоккей, а не служить в армии. Да и что скрывать, разгоревшийся скандал во многом помог мне в новой стране. Мне многие сочувствуют и помогают обжиться.

    -Судя по вашей результативности, дела у вас идут неплохо?

    - Для любого игрока самым ярким моментом в карьере может считаться уникальная возможность - выступать в НХЛ. Смотрите, уже после двух матчей мне доверили место во втором звене "Жакетов". Вот и сейчас у меня игра получается - в клубе довольны моими показателями, да и для меня как форварда быть в центре внимания благодаря результатам очень приятно.

    - Интересно, а каковы у вас отношения с руководством вашего бывшего клуба?

    - Никаких. Я общался с вице-президентом ЦСКА Валерием Гущиным во время арбитражных слушаний в Швейцарии, куда прилетал для дачи показаний. Другое дело, что ничего конкретного мы друг другу не сказали.

    - В России ваш поступок вызвал неоднозначную реакцию. Кто-то приклеил вам ярлык "дезертира", кто-то говорил о том, что у вас напрочь отсутствует патриотизм, что вы погнались за "длинным долларом". Что вы можете сказать на это?

    - Во-первых, я не понимаю, как меня можно считать дезертиром, когда я не являлся военнослужащим?! Это официально подтверждено, и кроме как бредом я это назвать не могу.

    Я не принимал присяги, поэтому никак не мог попасть под определение проходящего службу по призыву...

    Также не знаю, почему у нас в стране так любят поливать грязью того, кто хочет изменить свою жизнь, выйти на новый уровень и игровой, и финансовый. Мне кажется, что я принесу пользу своей стране гораздо большую, если буду повышать свое мастерство здесь, в НХЛ. И не вижу ничего зазорного в том, что человек за хорошо сделанную работу получает приличные деньги, о которых я в России не мог и мечтать. Я очень сожалею, что этот скандал не позволил мне поехать в составе нашей "молодежки" на чемпионат мира. Меня попросту не пригласили, и теперь даже не знаю, вспомнят обо мне или нет...

    - То есть вы не отказываетесь играть за нашу команду в перспективе?

    - Конечно, нет. Странно слышать разговоры о том, что у меня уже чуть ли не американский паспорт. Я гражданин России и хочу защищать цвета своей Родины.

    - Но вернуться домой, даже в период межсезонья, вы наверняка не рискнете?

    - Это сложный вопрос, поскольку у меня нет никакой уверенности, что, как только я пересеку границу, меня не "призовут" в Вооруженные Силы и не отправят в какой-нибудь гарнизон. Так что, наверное, я предпочту полететь в родной Киев, где меня вряд ли кто возьмет под стражу. Поймите, я умею хорошо играть в хоккей и больше ничего, так почему мне это могут запретить? Я не чувствую за собой никакой вины и мне не в чем упрекнуть себя.

    Информация к размышлению
    Первым "беглецом" в отечественном хоккее можно считать Александра Могильного.
    Во время чемпионата мира 1989 года Могильный сбежал из отеля, в котором расположилась советская делегация, и попросил политического убежища у американцев. В результате Александр уехал в США, а на Родине был объявлен дезертиром. Хоккеисту вернули российский паспорт и сняли все обвинения личным указом Бориса Ельцина много лет спустя...
    В 1990 году, получив гарантии и деньги от "Детройт Рэд Уингз", нападающий ЦСКА Сергей Федоров сбежал из расположения сборной СССР на Играх доброй воли, присоединившись к "Красным Крыльям". Сам хоккеист много лет спустя сказал, что дезертиром он не был, так как не проходил службу в армии. Главными причинами своего решения уехать на Запад Федоров назвал возможность повысить мастерство и получить приличные деньги, по сравнению с которыми 109 рублей 20 копеек в месяц в ЦСКА были просто смехотворными.
    Два года назад в российской Суперлиге разразился скандал вокруг скоропостижного призыва в армию игроков омского клуба "Авангард". Прямо в московскую гостиницу, где расположилась команда омского клуба, накануне проведшая матч чемпионата России с ЦСКА, пожаловал наряд милиции. Пожаловал по души молодых хоккеистов омского клуба Станислава Чистова, Кирилла Кольцова и Александра Свитова, дабы доставить их под конвоем в расположение ЦСКА на Ленинградском проспекте. По информации руководства ЦСКА, хоккеисты-военнослужащие были переведены из воинской части, расквартированной в Омской области, в Москву не просто для дальнейшего прохождения службы, а для "дальнейшего повышения спортивного мастерства". В итоге оба уже в следующем сезоне переехали в НХЛ...

    Поделиться