- Анатолий Валентинович, новый Таможенный кодекс работает без малого три месяца. Что вы, человек, наблюдающий работу таможни изнутри, можете сказать о первых результатах работы по этому закону?
- Мы достаточно интенсивно готовились к введению нового кодекса, и результаты уже видны - порядок пересечения границы автотранспортом, которым доставляется большая часть грузов в Россию, существенно упростился. Если раньше в том же Выборге стояли очереди и люди ждали пересечения границы несколько суток, то сейчас практически нигде очередей нет. Мы ведем постоянный мониторинг и отслеживаем ситуацию. Эту информацию подтверждает и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Более того, в своих нормативных документах мы предусмотрели, сколько времени должен тратить таможенник на те или иные операции в пункте пропуска. Сейчас на оформление одного автомобиля заложено 20-25 минут, в перспективе, к 2008 году, хотим сократить это время до 5 минут. Но это случится, когда на всех пунктах появятся комплексные автоматизированные системы контроля.
Новый Таможенный кодекс значительно сократил и расходы перевозчика на брокерские услуги - почти в два раза. Произошло это за счет уменьшения количества информации, которая должна предоставляться в электронном уведомлении о направлении товаров до таможни назначения. Что касается основного таможенного оформления в месте назначения, то, как вы знаете, по старому кодексу на это должно было уходить не больше десяти суток, теперь - трое. Но, по нашему замыслу, в 2006 году это время мы доведем до трех часов, а в 2008-м - до 1 часа. Это планы не амбициозные, они строятся на реальной оценке ситуации и имеющихся уже нормативных актах. Кстати, уже сейчас в тех случаях, когда мы имеем предварительную информацию, время основного таможенного оформления не превышает нескольких часов.
- Достигнуть этого намерены за счет автоматизации процесса?
- Естественно, автоматизация играет важную роль. Но сейчас это происходит и за счет минимизации количества предоставляемых на таможню документов и сведений. Таможня сейчас требует только те документы, которые нужны для идентификации товаров и применения мер тарифного и нетарифного регулирования. Других документов не требуется. Причем полный перечень документов содержится в Таможенном кодексе, и таможенник уже не может по своему усмотрению требовать бесконечные справки. Мы также стремимся максимально сократить количество контрольных мероприятий и досмотров на границе.
Наша цель - достичь того, чтобы машины проходили границу фактически в режиме транзита, просто пересекали ее, а основные таможенные операции совершались уже в месте назначения. И здесь очень важна та работа, которую мы провели для уменьшения уровня недоставки товаров. До 2003 года уровень недоставки доходил до 10 процентов. То есть каждая десятая машина не доезжала до объявленного места назначения - "растворялась" по дороге, уходила "налево". Принятые нами жесткие меры привели к тому, что за первые два месяца этого года уровень недоставок снизился до 0,011 процента. В тысячу раз! При этом мы теперь рассматриваем каждый случай недоставки отдельно и к недобросовестным перевозчикам применяем соответствующие меры.
- Имеющийся сейчас минимальный перечень документов - окончательный или возможно и дальнейшее его уменьшение?
- Как я уже сказал, этот минимум определен кодексом. Если минимизировать дальше, то нужно менять сам кодекс, что сейчас не совсем целесообразно - ведь его только приняли. А в перспективе можно и минимизировать. Но выборочно. Сейчас мы фактически этим и занимаемся в рамках реализации статьи 68 ТК "Об упрощенной процедуре таможенного оформления".
- С введением нового ТК были отменены или приостановлено действие множества ведомственных инструкций, противоречащих ему. Новые инструкции пишутся?
- Нормативных документов было действительно очень много. Сейчас идет активный процесс их систематизации и частичной отмены. Наш эталон - то, к чему в итоге хотим прийти, - это не больше 100 приказов ГТК, но под ними инструкции, конкретизирующие действия должностных лиц по реализации этих приказов. Каждый шаг таможенника должен быть прописан с указанием конкретного времени на конкретную же операцию. И время это невелико.
- Одно из новшеств работы ГТК - система управления рисками. Расскажите о ней подробнее.
- Риск - это вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Мы работаем в трехканальной системе: красный коридор, желтый и зеленый. С зеленым все понятно - это реализация статьи 68 ТК: упрощенные процедуры для крупных добросовестных плательщиков. Красный коридор - рисковые товары и рисковые же импортеры. Здесь особенно велика вероятность несоблюдения таможенного законодательства, и проверка идет по полной программе - досмотр и аудит. "Желтый коридор" - обычные, неизвестные импортеры, которые раньше не были замечены в нарушениях, но в принципе могут минимизировать расходы, нарушая закон. Здесь все происходит в рамках ТК, но с возможностью дополнительных проверок.
Вот для работы в желтом и красном коридорах и нужна система анализа рисков. Сама система работает просто: формируется профиль риска по конкретному виду товаров. Пока что это простой бланк, где указаны основные сведения о товаре и лицах его перемещающих - код, страна, импортер, экспортер. По сути, профиль риска - это ориентировка, перечень признаков, обязательных для сверки, где каждый пункт может указать на возможное нарушение законодательства.
К примеру, идет фура с мясом из СНГ, проверяем: клеймо поставлено не в том месте, срез на туше имеет не ту форму и есть наличие крови - вот он, профиль риска, и такое мясо подлежит досмотру и дополнительной проверке. Если такая ориентировка по мясу есть на всех пунктах пропуска, то эта фура уже не сможет развернуться и попытаться проехать через другую таможню.
Наша задача теперь - централизовать, формализовать и перевести работу с профилями риска в автоматизированную, электронную форму. Думаю, что к 2005 году появятся первые пункты, работающие с рисками автоматизированно. Работа с рисками - это вообще веяние времени, и мы ничего принципиально нового здесь не придумали.