Осторожность Грефа
Ускорение темпов роста экономики позволило Минэкономразвития скорректировать в сторону повышения до 6,4 процента свой прогноз роста экономики на 2004 год. При этом среднегодовая цена нефти составит 27,5 доллара за баррель. Согласно оценкам Минэкономразвития, валовой внутренний продукт (ВВП) России за январь-февраль 2004 года вырос на 8,3 процента по сравнению с январем-февралем 2003 года. Как видно, динамика ВВП в начале нынешнего года оказалась на целый процент выше прироста ВВП за 2003 год - 7,3 процента (все показатели даны в годовом измерении).
В бюджет 2004 года заложен показатель 5,2 процента роста ВВП при цене на нефть 20 долларов за баррель. Затем Минэкономразвития повысил оценку ВВП по итогам 2004 года до 5,7-5,8 процента. Согласно более отдаленному прогнозу главы Минэкономразвития Германа Грефа динамика ВВП России на 2005 год также планировалась на уровне 5,8 процента, но уже при средней цене на нефть 24 доллара за баррель. Теперь планка на будущий год поднята до 6,2 процента и 26 долларов за баррель.
Впрочем, эти корректировки еще не обрели статуса прогноза. Между тем ясность требуется, поскольку объявленное премьером Михаилом Фрадковым начало верстки бюджета ранее планировалось на конец мая. Причем перед бюджетом едва ли не впервые поставлена цель - быть стимулом роста экономики и доходов населения. Идеология профицитности осталась, но отошла на второй план - М. Фрадков сделал акцент на принципе сбалансированности бюджета.
Сверхзадача Кудрина
Судя по всему, именно это обстоятельство и является причиной сдержанного оптимизма прогнозов ведомства Г. Грефа. Считать рост не от нефти, а от самого подсчета - для нынешней российской эконометрики сверхзадача. Министр финансов Алексей Кудрин совсем недавно заявлял о приверженности профициту бюджета. Между тем, несмотря на благополучную конъюнктуру, уже сейчас ясно, что бюджет будущего года будет верстаться с большим напряжением, чем обычно. Правительство сейчас рассматривает целый пакет налоговых поправок, которые, по всей видимости, вызовут трудности с планированием и последующими поступлениями по основным видам налогов. Говоря просто, снижение ставок одного налога, например ЕСН, сказывается немедленно, а вот его стимулирующая роль в виде увеличения поступления других налогов отнюдь не так легко просчитывается и реализовывается.
Между тем объем социальных и иных бюджетных обязательств никаким особым сокращениям, прежде всего по отношению к ВВП, не подвергся. Более того, по многим статьям предвидится увеличение финансирования, которое Минфин пока в состоянии закрыть только "техническими" маневрами, не трогая дополнительные доходы от высоких нефтяных цен. Практика, однако, показывает, что и вполне технические маневры в состоянии быстро обрести политический характер, особенно когда дело касается экономической стратегии, интересов регионов или кредитной репутации. Поэтому идеологическая прочность трехлетней профицитной бюджетной конструкции проверку временем не выдержала.
Прощание с профицитом
Эксперты и ранее были настроены критически. Правительству, возможно, придется отказаться от профицитного бюджета и сократить так называемые непроцентные расходы - к такому выводу накануне заседания Правительства пришли эксперты российского Центра развития. Дело в том, рассуждали они, что новое Правительство всерьез собирается заняться вопросами повышения конкурентоспособности российской экономики. Если эти установки не останутся на уровне лозунгов и за ними будут стоять реальные дела, то они потребуют и реальных расходов. Возможно, считали специалисты Центра, это и потребует корректировки господствовавшей ранее догмы профицитного бюджета и сокращения непроцентных расходов. Как в воду глядели.
Впрочем, катаклизмов на горизонте не видно, а находить источники дополнительного финансирования или закрытия выпадающих доходов Минфину не впервой - лишь бы их выпадало не слишком много и быстро. Понятно, что Минфин не может немедленно сертифицировать и общеэкономическую эффективность расходов. Все - в процессе.
Задачи Минэкономразвития в этом отношении менее конкретны, но более сложны стратегически. Любое торможение экономического роста или сдвиг в его пропорциях могут запросто подрезать реальные доходы населения, дестимулировать совокупный спрос и накопление капитала, разогнать инфляцию. От этого, кстати, не застрахована ни одна развитая страна, но у России пока и запас прочности меньше, и сравнительная планка поставленных задач выше. А потому и воспроизводственные сбои, естественные в других странах, для России не только болезненны, но и недопустимы. Хотя, еще раз повторим, ничего хорошего в подобной категоричности нет.
Усталость доходов
В целом позитивные данные января-февраля и, по всей видимости, первого квартала 2004 года несут в себе и определенный негативный потенциал. Неблагоприятные тенденции отмечены в динамике реальных доходов и отпускных цен производителей, высокими сохраняются темпы роста цен на услуги, включая те, которые предоставляются естественными монополиями и жилищно-коммунальным хозяйством.
Так, по сообщению Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), реальные располагаемые денежные доходы населения России (скорректированные на динамику роста цен и обязательные выплаты) в январе-феврале 2004 года увеличились на 15,3 процента по сравнению с тем же периодом 2003 года. Номинальная величина денежных доходов россиян (без поправки на инфляцию) при этом увеличилась на 32,1 процента. Отметим, что эти показатели примерно соответствуют динамике прошлого года. Но, по данным статистиков, в феврале 2004 года по сравнению с февралем 2003 года реальные доходы россиян выросли на 10,3 процента, а по сравнению с январем 2004 года - всего на 2,7 процента. В прошлом году такого снижения темпов не было. Ныне же с учетом сезонного фактора в феврале зафиксирован абсолютный спад реальных доходов. При том, что их номинальная величина соответственно увеличилась на 22,6 и на 4,6 процента и составила 5390 рублей на человека в месяц.
Аналогичные тенденции и в динамике зарплаты. Среднемесячная начисленная зарплата одного российского работника в январе-феврале 2004 года превысила показатель того же периода 2003 года на 25,4, а ее реальная величина - на 13 процентов. В феврале 2004 года средняя зарплата составила 5992 рубля на человека, что на 26 процентов выше уровня февраля 2003 года и всего на 1 процент больше уровня января 2004 года. Реальная зарплата в феврале на 13,9 процента превышала показатель февраля 2003 года и была равна уровню января 2004 года. Добавим, что превышение средней зарплаты на работника среднедушевого дохода отражает возрастание перераспределительного характера экономики.
В этих условиях прогноз увеличения реальных доходов на 35-40 процентов к 2007 году подкупает инерционностью. Теоретически, пересматривая общие темпы, могли и здесь запланировать больше. Но, напомним, доходам все равно пока предписано расти быстрее производства, а это приведет лишь к дальнейшему углублению основной экономической диспропорции России.
Энергия инфляции
Еще более беспокоит экономистов не то чтобы стремительное нарастание, но уж слишком настойчивый характер динамики инфляции издержек. В феврале, по данным статистиков ФСГС, отмечен прирост цен производителей промышленной продукции на 3,4 процента в целом (за январь-февраль на 7,8 процента). В свою очередь он вызван значительным повышением отпускных цен в химической промышленности и электроэнергетике - на 6,6 и 6,5 процента соответственно, в черной металлургии - на 5,3, топливной промышленности - на 4,1 процента.
Наиболее заметно в организациях топливной промышленности подорожала продукция газовой промышленности - на 5,4 процента, нефтедобывающей - на 5,0, сланцевой - на 4,6 процента. Одновременно отмечено снижение цен производителей на продукцию нефтеперерабатывающей промышленности на 1,2 процента.
Тем не менее Правительство рассчитывает, что предельный рост цен на газ в России в 2005 году составит 20 процентов, рост тарифов в электроэнергетике - 10 процентов. Тарифы на железнодорожные перевозки останутся в пределах инфляции, их рост составит не выше 8,5-9 процентов. Расчет, учитывая нынешние февральские показатели, смелый.
Хватка перепродавцов
Как видно из приведенных данных официального отчета и прогноза, повышение цен в промышленности носит хотя и не массовый характер, но сосредоточено в отраслях, определяющих их последующий рост по всей технологической цепочке. Конечно, можно надеяться, что ограничения спроса и конкуренция в третичном секторе экономики несколько ослабят этот напор. Благо величина посреднических накруток большая, и резервы для снижения цен здесь есть. Но это, в свою очередь, вызовет напряжение в обработке, конечных отраслях и о самой торговле, которое до последней поры было не последним фактором как развития рыночной инфраструктуры, так и обеспечения занятости. Влияние этого фактора уже ослабевает, и кризисные явления в отдельных регионах и секторах рынка могут быть весьма болезненными.
Тем не менее Правительство прогнозирует, что в 2005 году инфляция составит 6,5-8,5 процента с последующим понижением до 4-6 процентов в 2007 году. А к 2010 году вообще планируется выйти на уровень инфляции 2-4 процента, то есть такой показать, который уже практически не оказывает влияния на принятие решений.
Однако плата за это, как уже говорилось, может оказаться высокой. Сейчас экономически активное население России по состоянию на конец февраля 2004 года составляет 72,2 миллиона человек. Это почти половина от общей численности населения страны. Более 8 процентов всего экономически активного населения России - уже безработные. В феврале 2004 года их количество увеличилось на 1 процент по сравнению с январем - до 5,863 миллиона человек. И эта тенденция отмечается уже не первый месяц. Правда, по сравнению с концом февраля 2003 года общая численность безработных в России сократилась на 10,8 процента.
Разумеется, в интересах роста Правительство будет сглаживать неравномерность распределения доходов и социальные коллизии. В частности, министр Греф подчеркнул важность повышения "монетизации" льгот, то есть переведение их в денежное выражение. Уже в 2005 году, по его словам, уровень денежных льгот низкооплачиваемым слоям населения должен составить 100 миллиардов рублей. "В результате монетизации льгот будут расти доходы низкооплачиваемых слоев населения, в результате чего будет увеличиваться спрос на товары и услуги", - сказал Г. Греф.
Так что ближайшие месяцы определят не только взаимосвязь конъюнктурных прогнозов и бюджетных расчетов, но и то, насколько устойчивой окажется нынешняя потребительски-сырьевая, экстенсивная модель экономического роста. Пока инвестиционная часть прогноза - 11 процентов за три года - выглядит, как теперь стало модным говорить, неамбициозно.
Иллюстрации: