30.03.2004 02:00
Поделиться

Вопросы налогоплательщиков о ЕСН

Вопрос: Вправе ли налогоплательщики не применять регрессивные ставки единого социального налога при достижении соответствующей величины налоговой базы и уплачивать налог по максимальным ставкам?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной пунктом 1 вышеназванной статьи независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. Таким образом, исходя из конструкции названной нормы, иные налогоплательщики, у которых налоговая база не удовлетворяет критерию, указанному в вышеназванной статье Кодекса, а именно, в среднем на одно физическое лицо в месяц составляет сумму 2500 рублей и более, а также исходя из положений статьи 56 Кодекса, вправе не использовать регрессивную шкалу ставок единого социального налога.

Вопрос: Начисляются ли пени в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный законодательством срок сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?

Ответ: Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) определено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи ежемесячно исчисляют суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона, которые подлежат уплате в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которыми признается установленная данной статьей денежная сумма, выплачиваемая страхователем в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в сроки более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 167-ФЗ. Статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы, которые его осуществляют в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 арбитражным судам разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса. Поскольку ежемесячно уплачиваемые страхователем суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяются на основании данных о фактической базе для исчисления страховых взносов, то в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный законодательством срок сумм авансовых платежей по страховым взносам страхователям должны начисляться пени.

Вопрос: Просим разъяснить порядок уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование адвокатами, учредившими адвокатский кабинет.

Ответ: На основании статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) адвокаты признаются налогоплательщиками единого социального налога. Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) формами адвокатских образований являются: коллегия адвокатов, адвокатский кабинет, адвокатское бюро и юридическая консультация. При этом указанные адвокатские образования (кроме адвокатского кабинета) признаются юридическими лицами. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а адвокат, учредивший адвокатский кабинет, осуществляет свою профессиональную деятельность на профессиональной основе индивидуально. Пунктом 2 статьи 236 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для адвокатов признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет и осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, исчисляет и уплачивает единый социальный налог в порядке, установленном пунктами 1, 2, 3, 4, 5 статьи 244 НК РФ, абзацем первым пункта 7 статьи 244 НК РФ, по ставкам, предусмотренным пунктом 4 статьи 241 НК РФ. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) с 1 января 2002 года адвокаты уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере 150 рублей в месяц независимо от того, осуществляется или не осуществляется ими профессиональная деятельность в данном налоговом периоде. В том случае, если адвокат, учредивший адвокатский кабинет, производит выплаты, начисленные в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, то он является в соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ плательщиком единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу таких физических лиц. При этом исчисление единого социального налога с таких выплат производится по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 НК РФ. Кроме того, с 1 января 2002 года в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ адвокаты, в том числе учредившие адвокатский кабинет, производящие выплаты в пользу физических лиц, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. С учетом изложенного выше адвокат, учредивший адвокатский кабинет, является плательщиком единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в отношении своей профессиональной деятельности, а также плательщиком единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

Департамент единого социального налога.