Новости

30.03.2004 00:50
Рубрика: Экономика

Под родным флагом

Станут плавать российские корабли после принятия нового законодательства о регистрации судов

Проблема - в нынешнем режиме регистрации и налогообложении судоходной отрасли. Он, без преувеличения, драконовский. В свое время Минтранс привлек для исследования ведущую мировую судоходную аудиторскую компанию "Мур-Стивенс". Результаты показали, что если в России судно платит все налоги, то его финансовый год завершается с убытком минимум в 212 тысяч долларов. Вообще досадных фактов много: сборы в российских портах для российских же кораблей выше, чем для иностранных. За российский груз у нашего судна берут НДС, а у иностранного - нет, российское судно платит нашему порту 83 процента налогов, а если на нем развевается флаг другого государства, - всего 5 процентов.

Так что хитроумные схемы ухода от налогов российским судоходным компаниям приходится придумывать не от хорошей жизни, а чтобы просто сохранить флот, не отдав его за долги налоговикам. Единственный выход - регистрация судов за рубежом (сегодня около двух третей флота, контролируемого российскими компаниями, ходят под иностранными флагами). Государство же ежегодно теряет сотни миллионов долларов налогов и пошлин.

Такая ситуация грозит еще большей бедой в будущем - российский флот стремительно стареет. При этом неразвитость банковской системы приводит к тому, что российским судоходным компаниям приходится брать строительные кредиты в иностранных банках - они значительно дешевле. А обеспечение возврата банковских средств, в свою очередь, требует регистрации новых судов в зарубежных международных морских реестрах с благоприятными налоговыми условиями. В результате даже признанные лидеры с трудом удерживают позиции на мировом транспортном рынке, и не исключено, что в обозримом будущем России придется импортировать услуги международных морских перевозок.

Кардинально изменить ситуацию позволит создание Российского международного реестра судов, который сделает российский флаг "удобным" для регистрации. Это и предусматривает разработанный Минтрансом одноименный законопроект, дополненный изменениями налогового, валютного и таможенного законодательства, а также Кодекса торгового мореплавания. С 1998 года законопроект проходил бесконечные ведомственные согласования, вызвав недовольство у некоторых чиновников, которые не хотели создавать в отдельно взятой области благоприятный налоговый и таможенный климат. Однако за последние полгода разработка документа была значительно ускорена, и вот наконец 1 апреля запланировано его рассмотрение.

Новый Международный морской реестр предусматривает значительное снижение налогового бремени в отношении судовладельцев, зарегистрировавших суда в России. Оговоримся, что речь идет только о вновь построенных судах, выполняющих международные перевозки. Каждое судно, состоящее в этом реестре, придется зарегистрировать как отдельное юридическое лицо, на которое распространится льготный налоговый режим. В частности, разработчики закона предлагают освободить компании, которые поменяют страну приписки судна на Россию, от налога на имущество, налога на прибыль, НДС и ввозной таможенной пошлины. Таким образом, если сегодня судовладельцам приходится платить около 60 процентов от оборота, то с принятием нового реестра совокупная налоговая нагрузка не превысит 12 процентов.

Это позволит разрешить многие проблемы отрасли, в частности, привлечет под действие российских законов вновь строящиеся суда, оживит находящиеся в упадке судостроительную и судоремонтную промышленности (объем строительства судов на верфях России вырастет в 4-5 раз), обеспечит получение в бюджет сборов за регистрацию и налогов с доходов моряков, создаст новые рабочие места на судах и берегу. В целом учреждение нового реестра упрочит транспортную безопасность страны и сделает российский флот более конкурентоспособным на мировом рынке.

Законопроект подготовлен с учетом зарубежного опыта, в частности, крайне либерального морского законодательства Либерии, Кипра и Мальты, где в настоящее время зарегистрировано 96 процентов российских судов. По оценкам экспертов, принятие нового Международного морского реестра приведет к значительному (до 17 миллионов тонн дедвейта) росту российского торгового флота, будет содействовать его обновлению и поддержит статус России как морской державы.

Экономика Транспорт Водный транспорт Власть Работа власти Госуправление Правительство Минтранс