Новости

31.03.2004 05:25
Рубрика: Экономика

Арифметика бедности

Уменьшая соцналог, государство вправе потребовать от предпринимателей повышения легальной зарплаты
Текст: Вячеслав Бобков (директор Всероссийского центра уровня жизни)

Позже, на заседании Правительства, Минэкономразвития представило среднесрочный сценарий развития страны до 2007 года. Здесь поставлены еще более амбициозные задачи - на 40 процентов увеличить реальные доходы населения. То есть, по нашим подсчетам, они должны расти по 12 процентов в год. К такому показателю мы реально подошли в 2000 году. Правда, потом он несколько снизился. Однако и такие темпы говорят о том, что мы вполне можем добиться желаемого результата. Хотя прогноз этот, безусловно, очень оптимистичный, поскольку база, от которой необходимо обеспечить заданный темп, также будет расти.

Как известно, реальные доходы - это соотношение роста номинальных доходов (то, что люди имеют в своих кошельках) и инфляции. Если цены и тарифы будут вести себя в том режиме, который задан в краткосрочном сценарии, то за три года номинальные доходы должны вырасти не менее чем на 65-70 процентов. Центральное место в них занимает заработная плата - 66 процентов. И половина наших бедных - это члены семей, где есть работающие. Так что проблема упирается в рост заработной платы, причем она должна повышаться опережающими темпами. Возьмем за основу минимальное опережение - на 5 процентов. И получается, что ежемесячная заработная плата каждый год должна подниматься на 20-22 процента. Если в прошлом году вы, например, получали 10 тысяч рублей, то в 2004-м - 12 тысяч, в 2005 году - 14 тысяч 400 рублей, а в 2007 году - 20 тысяч 736 рублей. Так что каждый гражданин может по своему кошельку определять, насколько Правительство справляется с поставленной задачей роста благосостояния граждан.

И густо, и пусто

Что касается борьбы с бедностью, то здесь пока ожидаются "бои местного значения". Поскольку речь идет только о сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Сегодня это 2400 рублей в месяц.

На самом деле проблема гораздо шире. Ведь что такое бедность? Это когда человек не может удовлетворить свои минимальные потребности. И не только из-за низких доходов, но и потому, что блага и услуги ему недоступны. Это я к тому говорю, что помимо повышения доходов, надо обеспечить людям и необходимое потребление: не только питание, одежду и обувь, но и здравоохранение, образование, культуру.

И здесь только с федерального уровня проблему не решишь. Среднероссийская покупательная способность населения (то есть количество минимальных потребительских корзин, которые можно "купить" на средний денежный доход) по итогам 2003 года составила в России примерно 2,4 единицы. Однако в Москве этот показатель составил 6 минимальных наборов, а в Усть-Ордынском Бурятском АО - всего 0,6. Уровень бедности между регионами различался примерно в 6 раз. И если мы будем повышать доходы населения, не ориентируясь на региональные особенности, то разрыв между благосостоянием людей будет только увеличиваться. А поскольку "малообеспеченных" регионов в России - большинство, то и говорить в таком случае о реальной победе над бедностью просто некорректно.

Лукавые цифры

Опасность еще и в том, что уровень российской бедности легко уменьшить чисто арифметически - такова, к сожалению, методика расчета доходов граждан. Например, теневая зарплата. Кто знает ее размер? Никто. Здесь применяется специальный коэффициент, который в любой момент можно скорректировать. По нашим данным, косвенные оценки увеличивают статистически средние доходы примерно на 50 процентов. А если их увеличить еще больше? Уровень бедности сразу пойдет вниз.

Столь же лукавы и минимальный прожиточный минимум, и стоимость потребительской корзины. В 2004 году перестал действовать закон о потребительской корзине, значит, надо принять новый. По предварительным оценкам, корзина "потяжелеет" примерно на 10 процентов. И число бедных у нас автоматически увеличится, как минимум, на 5 процентов. Если же минимальную потребительскую корзину "облегчить", то бедноты станет гораздо меньше, чем сейчас.

Российский бизнес в два раза занижает зарплату, считают эксперты. 

По оценкам экспертов, примерно 70 процентов бюджетных доходов - это прямые или косвенные налоги с доходов граждан. Значит, бедное население обуславливает и бедность государства. И здесь уже не до игры с цифрами, нужны реальные результаты. Для начала надо более широко обследовать благосостояние домохозяйств. Мы этим давно занимаемся и можем предложить свои методики. Сейчас по заказу Республики Северная Осетия - Алания наш Центр начал разработку предложений к республиканской комплексной программе снижения уровня бедности. В ее основе - специальное обследование более 5 тысяч домохозяйств. Только после этого можно будет сказать о реальном уровне бедности и о тех методах, которыми надо с ней бороться. Госкомстат тоже работает с домохозяйствами, но применительно к регионам их количество так мало, что не дает полной картины происходящего.

Параллельно надо разрабатывать новую систему координат оценки благосостояния, то есть те ориентиры, с которыми сверяются доходы граждан. Минимальная потребительская корзина обеспечивает в основном лишь физиологическое выживание. А как же развитие личности, сохранение здоровья, воспитание детей? Все это можно учесть в более высоких потребительских стандартах. Они необходимы и для бедного населения, например, при переводе многих льгот в денежные выплаты. По нашим расчетам, минимальный воспроизводственный потребительский бюджет должен быть примерно в 2,5-3 раза выше, чем средний прожиточный минимум, то есть в пределах 5-7 тысяч рублей в месяц. То есть речь должна идти о долгосрочной программе. Без нее, на мой взгляд, мы добьемся лишь поверхностных, локальных успехов.

Зарплата решает все

Итак, на наш взгляд, прожиточный минимум может служить ориентиром лишь для МРОТ и базовой пенсии. Это те минимальные гарантии, которые обязано обеспечить своим гражданам государство. Что касается работодателей и тарифной сетки, то для них нижней планкой с учетом воспроизводства рабочей силы должен стать минимальный потребительский бюджет (МПБ). Этот норматив мы предлагаем ввести в социальную политику и принять соответствующий федеральный закон. А потом рассчитать отраслевой стандарт заработной платы. Для этого необходимо для одной или нескольких базовых профессий отрасли определить зарплату, которая позволяет обеспечить работнику минимальный потребительский бюджет. Конечно, не все отрасли могут сегодня поставить перед собой такую задачу и тем более - быстро ее решить. Но когда-то надо начинать.

Для бюджетников придется предусмотреть дополнительные расходы в государственных бюджетах. Остальным - повышать зарплату, ориентируясь на МПБ, должен бизнес компании. По оценкам экспертов Совета Федерации, при нынешнем уровне производительности труда наемный работник должен получать заработную плату в два раза большую, чем сейчас. То есть людям просто надо отдать то, что они недополучают. Не говоря уж о том, что основная задолженность по зарплатам (более 30 миллиардов рублей) зафиксирована в коммерческом секторе.

Вот тогда средняя зарплата станет не 6 тысяч рублей, а 12 тысяч, что практически приближается к нашим расчетам воспроизводственного бюджета минимального потребления. Одним словом, бизнес необходимо поставить в такие условия, чтобы его социальная ответственность не ограничивалась разовыми проектами и благотворительностью. Это предусматривает качественно иные, чем сейчас, взаимоотношения власти и бизнеса. Здесь нужны новые "правила игры", увязанные с банкротствами, с правовым контролем над выполнением тарифных соглашений, с льготами в налогообложении. Идет же Правительство на то, чтобы существенно снизить для работодателей, например, единый социальный налог (ЕСН), и даже готово компенсировать из бюджета "выпадающие доходы" (только в 2005 году - это 280 миллиардов рублей). Значит, оно вправе официально потребовать от бизнеса, чтобы часть "сэкономленных" на ЕСН средств он пустил на реальное повышение легальной заработной платы своим работникам. Именно потребовать, а не надеяться, что это произойдет само собой.

Экономика Финансы Налоги Налоговая реформа