31.03.2004 01:00
    Поделиться

    Пожар в арбитражном суде

    Сегодня в здании этого суда следователей не меньше чем судей. Версий много: от непотушенной сигареты (якобы накануне ЧП в одном из кабинетов отмечали день рождения) до поджога. И хотя следствие еще не закончено, уже сейчас очевидно, что кое-кто удовлетворенно потирает руки и мысленно благодарит "красного петуха", разгулявшегося по кабинетам с банкротными делами на миллионы долларов.

    Семейный бизнес "Альба Альянса"

    "Российская газета" уже писала о скандале, связанном с банкротством "Первого городского банка" (см. "РГ" от 3 июля 2003 г. "Деньги для диктатуры пролетариата" и от 3 декабря 2003 г. "Золотые телята партии"). Весной прошлого года следственная служба УФСБ по Москве и Московской области возбудила уголовное дело в отношении председателя правления ПГБ Михаила Листовского, которому инкриминируют преднамеренное банкротство. Причем, судя по выводам чекистов, Листовский "увел" из банка внушительную сумму, оставив без денег десятки клиентов.

    Кое-кто благодарит "красного петуха", разгулявшегося по кабинетам с банкротными делами на миллионы долларов.

    Это на первый взгляд очевидное дело превратилось в настоящее поле битвы. На следствие оказывалось колоссальное давление. Сразу же нарисовался круг заинтересованных лиц, в число которых попали депутаты Госдумы от фракции КПРФ. Причем заступались они не за Листовского - кому нужен отработанный материал... За спиной беглого банкира маячили более солидные фигуры. Например, Игоря Анненского - на тот момент члена фракции КПРФ Госдумы, заместителя председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Ко всему прочему товарищ Анненский является еще и ближайшим сподвижником известного российского олигарха Виктора Вексельберга, вместе с которым он делит доли в уставном капитале КБ "Альба Альянс". Именно через этот банк, как установило следствие, выкачивались деньги вкладчиков ПГБ. Причем миллионы долларов уходили на расчетные счета аффилированных "Альба Альянсу" компаний. Один лишь кипрский офшор S.L. Capital Services Ltd. - стопроцентная "дочка" "Альбы" - получил на этой афере более 9 миллионов долларов. Так что "Альба Альянс" сыграл не только роль посредника, через которого сливались деньги вкладчиков. Банк был кровно заинтересован в опустошении корреспондентских счетов ПГБ. Следствию еще предстоит уточнить все детали этой аферы.

    В декабре прошлого года следователи УФСБ по Москве и Московской области по решению Мещанского межмуниципального суда ЦАО г. Москвы наложили арест на ценные бумаги и имущество, которыми владеет S.L. Capital Services Ltd. в материнском банке, расположенном по адресу: Кремлевская набережная, д. 1, стр. 2. Пострадавшая сторона попыталась оспорить это решение в Московском городском суде, но судебная коллегия кассационную жалобу к рассмотрению не приняла.

    На Кремлевской набережной "обитает" еще одна "дочка" банка - ООО "Совлинк". Причем, как и кипрская "сестренка", эта компания стала объектом внимания правоохранительных органов. В конце прошлого года МНС уличило "Совлинк" в занижении налогооблагаемой базы на 3 миллиарда рублей - масштаб, соизмеримый с претензиями, предъявленными НК "ЮКОС". В марте 2002 года одна "дочка" "Альба Альянса" продала другой - S.L. Capital Services Ltd. - пакет акций Сбербанка России по цене 31 доллар за штуку. В то же самое время те же самые акции котировались на бирже по... 132,4 доллара за штуку. Причем это была минимальная цена.

    Чужой среди своих

    Какое отношение имеет скандал с банкротством ПГБ к происшествию в Московском арбитражном суде? Как утверждает адвокат Кирилл Кардашев, представляющий в этом деле пострадавших клиентов банка, как раз в день пожара с подачи конкурсного управляющего ПГБ Владимира Приступы судья Арбитражного суда г. Москвы Сергей Катасонов изготовил определение о завершении конкурсного производства ПГБ. По закону следующий шаг - ликвидация банка как юридического лица. То есть если кто-то из кредиторов не успел получить свои деньги, может их не получить никогда.

    При том что, как утверждает в жалобе в Управление Минюста РФ по г. Москве один из кредиторов, банк задолжал своим клиентам более 464 миллионов рублей, конкурсный управляющий наскреб активов на сумму, не дотянувшую даже до 24 миллионов. Негде было взять денег? Отнюдь. В сентябре 1998 года "Альба Альянс" заключил с ПГБ сделку, согласно которой он уступил Первому городскому банку за 435 миллионов 850 тысяч рублей свое право требования 30 миллионов долларов к "Автобанку". Мы уже писали о том, что вся эта операция сильно напоминала аферу, затеянную с одной-единственной целью: вывести активы из ПГБ (см. "РГ" от 3 июля 2003 г. "Деньги для диктатуры пролетариата"). Как утверждает адвокат Кардашев, попытка судиться с "Автобанком" закончилась для ПГБ ничем. 30 миллионов он так и не получил. Зато "Альба Альянс" заработал на этой истории внушительную сумму.

    Посчитав сделку между ПГБ и "Альба Альянсом" ничтожной, кредиторы рухнувшего банка обязали конкурсного управляющего защитить их права, обратившись параллельно с иском в суд. И как реагирует г-н Приступа? Никак. Вот что пишет один из основных кредиторов в жалобе, направленной в адрес начальника Главного управления Минюста РФ по г. Москве и Московской области Александра Буксмана:

    "Конкурсный управляющий в своем отчете о результатах проведения конкурсного производства скрыл от Арбитражного суда г. Москвы, Банка России и кредиторов банка информацию о задолженности КБ "Альба Альянса" перед КБ "ПГБ" в размере 435 850 000 рублей и об исковом заявлении, рассматриваемом в Симоновском суде, что сделало невозможным увеличение конкурсной массы КБ "ПГБ" и расчеты перед кредиторами банка, в том числе перед бюджетом РФ".

    Возникает вполне закономерный вопрос: как кредиторы доверили судьбу своих денег такому конкурсному управляющему? А они и не доверяли. Пребывание г-на Приступы в этой должности стало возможным лишь благодаря очередной фальсификации.

    - Все тот же судья Катасонов, - рассказывает адвокат Кирилл Кардашев, - с одобрения Приступы, когда он еще был временным управляющим, вынес определение о включении в реестр требований кредиторов ПГБ офшорную компанию "Ленгтон Текнолоджис Инк.", которой банк якобы задолжал по векселю 5,98 миллиона долларов. Именно эта задолженность позволила Приступе набрать большинство голосов на собрании кредиторов при утверждении его кандидатуры в качестве конкурсного управляющего. В действительности же никакого векселя не было. Его "нарисовали". О чем представители следствия проинформировали председателя Арбитражного суда г. Москвы Аллу Большову. Более того, Федеральный арбитражный суд отменил решение Катасонова о признании требований "Ленгтон Текнолоджис Инк.". Тем не менее одно беззаконие породило другое.

    Скоро стало понятно, кто так усиленно навязывает кредиторам Приступу.

    - Нам удалось выяснить, кто стоит за фирмой "Ленгтон Текнолоджис Инк.", - прояснил ситуацию адвокат Кардашев. - Ее директором числится некто Шавкат Кара-Ниязов - полный тезка директора другого офшора S.L. Capital Services Ltd., который, в свою очередь, является дочерним предприятием "Альба Альянса".

    Круг замкнулся. Люди, подтолкнувшие ПГБ к банкротству, сегодня решают судьбу его кредиторов.

    Погребальный костер

    Когда горело здание столичного Арбитражного суда, пострадавшие вкладчики и клиенты ПГБ еще не знали о решении, вынесенном судьей Катасоновым. Служитель Фемиды, образно говоря, выкопал могилу, в которой могут быть похоронены их надежды вернуть хотя бы часть своих денег.

    - На мой взгляд, Приступа ввел судью в заблуждение, и соответственно должен понести за это ответственность, либо судья вынес противозаконное решение, - считает адвокат Кирилл Кардашев. - И вообще в этой истории много подозрительных совпадений. Во-первых, судья Катасонов, не заметивший столь очевидного подлога с векселем, практически сразу ушел на "больничный". Во-вторых, в этом почти мистическом пожаре сгорело, как заявляют в Арбитражном суде г. Москвы, наше дело. В результате нам отказывают в выдаче копии определения, чтобы полноценно обжаловать его в вышестоящей инстанции в установленные законом сроки. Я уже не говорю о том, что погибшее дело, если оно действительно сгорело, придется восстанавливать с нуля.

    Пока кредиторы добиваются справедливости, г-н Приступа (спасибо Катасонову) готовит банк к окончательной ликвидации. Чем быстрее сгинет ПГБ, тем выгоднее это "Альба Альянсу", которому, похоже, очень не хочется возвращать четыреста с лишним миллионов.

    Служители отечественной Фемиды любят приводить в качестве положительного примера отношение общества к правосудию в цивилизованных странах. В той же Америке никому не придет в голову подвергать сомнению беспристрастность судьи. Почему же в России постоянно звучат публичные обвинения судей в недобросовестности? Откуда такое неуважение к третьей власти?

    "Альба Альянс", как и все его дочерние структуры, входит в империю алюминиево-нефтяного магната Виктора Вексельберга. А как судятся вексельберговские компании и как трактуют российские законы некоторые люди в мантии, хорошо известно. Ни в коем случае не хочу бросить тень на весь судейский корпус. Однако деятельность некоторых служителей Фемиды не имеет ничего общего с правосудием. Стоит ли после этого удивляться что пожар, случившийся в ночь с 3 на 4 марта на Новой Басманной улице, многие восприняли как погребальный костер, в котором пытаются спалить всю подноготную очередной грязной истории.

    Поделиться