Заказчик получил 20 лет строгого режима

Свободные места были только в клетке

Тесный коридор на четвертом этаже столичного суда в последний день процесса над убийцами лидера партии "Либеральная Россия" превратился в душный непроходимый тупик у дверей небольшого судебного зала. Журналисты, адвокаты, присяжные заседатели, зажатые операторами с видеокамерами, почти два часа ждали начала судебного заседания. За это время коллеги переделились друг с другом всеми последними судебными новостями и даже узнали, что одна из присяжных заседательниц за время исполнения новых обязанностей успела потерять основную работу.

Когда наконец-то открылись двери в зал заседания, толпа жаждущих услышать приговор ринулась вперед, не замечая милиционеров и судебных приставов. На скамейках и стульях вошедшим мест не хватило, но приставы всем разрешили остаться, что в общем-то бывает не так часто.

В клетке уже находились трое из шести обвиняемых. Дрозд и Пальков, признанные присяжными невиновными и отпущенные из-под стражи неделю назад, тихо сидели на деревянном диванчике в первом ряду. За металлическими прутьями, закрываясь полиэтиленовыми папочками от фотокорреспондентов и видеооператоров, сжались Винник, Киселев и Кулачинский. Кстати, вчера впервые с начала процесса по этому громкому делу в зал заседания допустили снимающих корреспондентов; до этого присутствовали только пишущие и художник от телекомпании НТВ.

Главного фигуранта этого процесса - Михаила Коданева - в клетке не было. По залу прошел шумок недоумения.

Адвокат Коданева Генри Резник на вопрос корреспондента "РГ" о местонахождении его подзащитного пожал плечами и через паузу ответил: "Почему его нет здесь - не знаю". Как потом стало известно, Коданев болен, поэтому на процесс не поехал.

Другой адвокат, Сергей Денисов, пояснил, что судья имеет право как перенести заседание, так и зачитать приговор без обвиняемого. А с приговором Коданев может ознакомиться и в тюрьме.

Так и случилось. Судья Любовь Николенко сразу приступила к чтению приговора.

Тюрьмы много не бывает

Этот процесс в какой-то мере можно назвать классическим. Громкое преступление было раскрыто в короткий срок, на скамье подсудимых оказались все участники - от заказчика до рядового исполнителя.

Что же решил суд? Он установил, что сопредседатель партии "Либеральная Россия" - из числа сторонников Бориса Березовского - Михаил Коданев был заказчиком этого убийства. Присяжные заседатели на вопрос, виновен ли Коданев, ответили утвердительно. А судья решила, сколько за такое полагается. Коданев по вердикту суда приговорен к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Суд признал его виновным по статье 277 УК РФ (убийство политического деятеля) и по статье 105 (умышленное убийство).

Непосредственный исполнитель убийства Александр Кулачинский приговорен к такому же сроку - 20 годам лишения свободы строгого режима. Александр Винник признан судом виновным в том, что получил деньги от Коданева и нашел людей, которые и организовали убийство. По решению суда, Винник будет отбывать наказание в колонии строгого режима 10 лет.

Организатор убийства Игорь Киселев, который получил деньги за убийство депутата, будет отбывать наказание 11 лет в колонии строгого режима.

Прокурор Дмитрий Шохин просил у суда для главных фигурантов пожизненного заключения, тем не менее он считает этот приговор справедливым.

А вот Генри Резник уверен, что наказание чрезмерно суровое. И еще адвокат не согласен с квалификацией преступления его подзащитному Коданеву. По его мнению, "судья связана обвинительным вердиктом присяжных и не разделила позицию защиты по ряду эпизодов обвинения".

Не согласен с приговором и адвокат Александра Винника - Виктор Клевцов. Он тоже считает приговор чрезмерно суровым. Дело в том, что Винник действительно раскаялся и активно помогал следствию. Собственно, он и был главным аргументом обвинения. Даже присяжные решили, что он достоин снисхождения.

Прецедент

Впервые в российской судебной практике был вынесен приговор по 277-й статье Уголовного кодекса. Она формулируется так:"посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность". По этой статье самые суровые сроки - 12 до 20 лет, или смертная казнь, или пожизненное лишение свободы. Причем в скобках после перечисления сроков написано - "террористический акт". Такая статья предъявлялась в качестве обвинения неоднократно. Первый пример, который приходит в голову, - глава компании "Миком" Михаил Живило, которого обвиняли в покушении на кемеровского губернатора. Живило так и не предстал перед судом. Но вот приговор по этой статье еще не выносили.

А вообще-то эта статья находится в компетенции органов безопасности.