В арабском мире наметился раскол

Произошло это ввиду глубоких расхождений во мнениях лидеров арабских государств. На Западе считают, что отказ от саммита в Тунисе свидетельствует об очередном крупном поражении арабского мира, осколки которого невозможно собрать воедино.

И это подтверждается хотя бы тем, что президент Туниса объявил об отмене встречи, предварительно не посовещавшись ни с кем из членов ЛАГ. Обращает на себя внимание, что произошло это в тот момент, когда арабский мир подготовил демократические проекты и был настроен на кардинальные политические реформы.

Возникает вопрос: сознавали ли лидеры стран Ближнего Востока те опасные последствия, которые в ближайшее время могут сказаться на всем арабском мире? И как теперь найти силы, способные удержать регион от скатывания к террору?

Многие аналитики считают, что идея единого арабского мира сегодня утратила какое-либо политическое содержание. Так как он больше не имеет единой позиции ни по одному значимому вопросу. Лидеры арабских стран не в состоянии разработать общее коллективное представление о путях реформирования и обновления общества. А вот США на саммите ведущих западных стран вскоре собираются принять пакет реформ для "Большого Ближнего Востока".

В Тунисе собирались рассмотреть пять проектов, предназначенных, как пишет арабская пресса, "для спасения нации, испытывающей давление со стороны Америки и Израиля". Отказ от саммита свел на нет все реформаторские предложения Египта, Йемена, Иордании, Катара, Саудовской Аравии и Туниса, планы реформирования ЛАГ и мирного урегулирования арабо-израильского конфликта.

Отказ в созыве саммита показывает, насколько серьезный удар нанесен по совместной общеарабской работе.

Тунис же включил в предлагаемый им план реформ обсуждение таких понятий, как демократия, свобода слова, становление гражданского общества, равноправие женщин, толерантность, полное неприятие любой формы экстремизма, фанатизма и терроризма, диалог цивилизаций, декларация прав человека ООН и другие гуманитарные ценности. Руководство страны утверждает, что их план нашел поддержку у многих государств, но некоторые из лидеров арабских государств ему отчаянно сопротивлялись.

Среди последних, в частности, называют руководство Саудовской Аравии. Здесь не хотят принимать понятие "демократия", так как считают его неисламским.

Есть еще одна причина столь очевидного краха попыток объединения арабского мира: здесь нет яркого и сильного лидера. Взять хотя бы Саудовскую Аравию. Король Фейсал, правивший в шестидесятых - семидесятых годах, которого называют архитектором существовавшего тогда прозападного исламского государства, сумел противостоять случившемуся в тот период нефтяному кризису и не допустил военной конфронтации между арабским и западным миром.

При короле, Фахде, последовало целое десятилетие отсутствия государственного правления и коррупции, унаследованное принцем Абдаллой. Сегодня Саудовская Аравия превратилась в тень прошлого: ислам, который Фейсал использовал для контроля экстремистского национализма, принял абсолютно антизападную направленность и начал угрожать стабильному положению страны. Осложнились отношения саудовцев с Америкой.

В Египте отсутствует политическая фигура, равная Гамаль Абдель Насеру. Эксперты по Ближнему Востоку считают, что нынешний президент Хосни Мубарак настолько слаб, что до сих пор не назначил своего заместителя и преемника. Он опасается, что более сильный политик может лишить его власти. Египет сегодня уже не способен играть историческую роль лидера арабского мира. У Каира уже нет возможности предоставить какое-либо реальное решение для разрешения арабо-израильского конфликта.

Схожа с египетской и проблема Иордании. Несмотря на свою энергию и харизму, король Абдалла не может пока соперничать со своим покойным отцом - королем Хусейном. Тот сумел стать самым опытным и креативным политиком региона. Хотя Иордания была бедным королевством, но к доводам Хусейна прислушивался весь остальной мир.

Я уже не говорю об Ираке. Страна в результате оккупации США все более явно распадается на несколько зон по этническому и религиозному принципу.

А самое неприятное, что ни один из нынешних арабских лидеров, как это ни печально звучит, не может поспорить с харизмой Усамы бен Ладена.

Сегодня трудно точно определить, где конкретно пролегает линия раскола среди арабов. В любом случае беспомощность нынешних лидеров арабских государств становится все более явной. Обычно красноречивый генеральный секретарь ЛАГ Муса в ответ на вопросы о его собственном будущем и перспективах Лиги после демарша Туниса мрачно буркнул: "Без комментариев". А другой опытный арабский политик заявил: "Через сотни лет этот период нашей истории будут вспоминать как эпоху посредственности".

Между тем

Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса отправляется в пятницу в североафриканское турне, во время которого он посетит Тунис, Алжир и Марокко. Первую остановку генсек ЛАГ сделает в Тунисе, где, как ожидается, обсудит с президентом Зин аль-Абидином бен Али перспективы проведения межарабского саммита, его повестку дня, а также итоги консультаций с лидерами арабских стран в свете переноса саммита ЛАГ. Аналогичный круг вопросов Муса намерен обсудить с руководством Алжира и Марокко.