Несколько месяцев назад в связи с серией публикаций Министерства обороны, в том числе своего рода "Белой книги" - брошюры "Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации", несколькими выступлениями Президента и министра обороны СМИ и общество встрепенулись. Стало казаться, что дискуссия о необходимости решительной трансформации Вооруженных Сил, которая шла уже более чем десятилетие параллельно с
деградацией этих самых Вооруженных Сил, приобрела новое качество, что от слов стали переходить к делу.
Начали увеличиваться ассигнования на нужды обороны, участились учения, пусть еще и не всегда успешные. Заметно модернизируется российская военная доктрина. Она все больше нацеливается не на отражение старых угроз или сдерживание определенного противника, а ориентирует Вооруженные Силы на растущую неопределенность международной обстановки, на предотвращение и сдерживание угроз, которые и просчитать-то сейчас трудно.
В этих условиях оказалась повернутой вспять тенденция к применению военной силы в международных отношениях. Наличие эффективных Вооруженных Сил и готовность к их применению вновь становится одним из ведущих показателей мощи и влияния государства. История, к сожалению, частично обращается вспять.
В этой ситуации укрепление российских Вооруженных Сил, их коренная модернизация перестают быть делом только государственных органов. Экспертные круги, правда, сильно поредевшие за последние годы, организации гражданского общества должны подключаться к процессу вывода наших Вооруженных Сил из кризиса прошлых лет.
Именно поэтому общественный Совет по внешней и оборонной политике, президиум которого я имею честь возглавлять, вновь, в который раз, вернулся к одной из своих уставных задач - содействию укреплению обороноспособности страны, повышению статуса военнослужащих в обществе, их взаимной интеграции с гражданским обществом.
Мы выпустили доклад, который прошел восемь(!) - это рекорд всей двенадцатилетней истории СВОПа - редакций. Он обсуждался в разных коллективах, в том числе с руководителями Генштаба и Министерства обороны. Нас критиковали, частью справедливо, иногда нелицеприятно. Мы не оставались в долгу. В результате СВОП выпустил доклад "Военное строительство и модернизация Вооруженных Сил России". Выпущен пока только короткий вариант доклада. Скоро на сайте СВОП появится и его полная версия.
Остановлюсь лишь на некоторых из наших рекомендаций.
Первая - и, с нашей точки зрения, бесспорная - убыстренное, за два, максимум три года создание корпуса профессиональных (кадровых) сержантов. Данной категорией контрактников должны быть укомплектованы не только части постоянной готовности, но и Вооруженные Силы в целом. Это позволит за относительно короткий срок повысить уровень боеготовности, в значительной степени решить проблему дедовщины, а значит - повысить социальную привлекательность Вооруженных Сил. В них станет не стыдно и не опасно служить. Можно будет реально снизить сроки службы. Высокомотивированные и профессиональные сержанты смогут привить азы военной подготовки и за несколько месяцев.
Еще одно предложение - решительная перестройка оборонно-промышленного комплекса (ОПК), чтобы сохранить его остатки преимущественно через дальнейшую деспециализацию военной промышленности и ее интеграцию с гражданским сектором промышленности. Те же производства, которые не могут быть интегрированы с гражданскими, стоит, наверное, отдать под прямое управление Министерства обороны. Ему же стоит, видимо, отдать контроль над состоянием и развитием всего ОПК, разумеется, дав министерству дополнительные права и кадры. Бесконечное реформирование ОПК, как правило, не приносит позитивных результатов.
И, наконец, последнее. Модернизацию и трансформацию Вооруженных Сил нужно постоянно подстегивать. Не из-за недоверия к офицерам и генералам, которые этим занимаются, - они и так делают больше, чем могут. Но они по определению будут выступать апологетами консервативных путей такой трансформации. И это предсказуемо.
Вот почему предлагается, используя доказавший свою эффективность опыт передовых стран, создать систему независимых экспертных комиссий, рекомендующих власти пути трансформации ВС. Эти комиссии должны быть максимально авторитетны, независимы от властных структур. Они должны состоять из экспертов, политиков, отставных военных. Их главные цели - подстегивание процессов трансформации, недопущение "закукливания" структур, занимающихся перестройкой Вооруженных Сил, постоянная подпитка новыми идеями, осуществление связи с организациями гражданского общества, заинтересованными в укреплении военной безопасности страны, и, соответственно, содействие превращению трансформации и модернизации Вооруженных Сил из узкоцеховой проблемы в общенациональную.