Большинство экспертов считают, что нынешний экономический рост во многом определяется "интенсификацией труда". Проще говоря - эксплуатацией работников. Зарплата в лучшем случае растет на величину инфляции, а человек между тем работает больше. Однако он не робот. Дальнейшая производительность труда невозможна без новых технологий и сокращения числа занятых на предприятиях. При этом в первую очередь за воротами окажутся контролеры, диспетчеры и другие специалисты, работу которых может заменить умная машина. "Яйцеголовые" менеджеры высшего управленческого звена, токари и станочники с "золотыми руками" могут не волноваться. Без них работодатель не справится с возрастающей конкуренцией.
Внесет свою лепту в пополнение рядов безработных и реформа разделения властных полномочий между центром и регионами. Оплата труда бюджетников почти полностью ляжет на плечи местной казны. Потому губернаторам и мэрам будет выгодно сокращать их количество. В результате без работы останутся те, кто никогда не задумывался над тем, как заработать деньги. Появится армия людей, не готовых жить по рыночным законам.
Между тем государственная политика в сфере занятости не предусматривает такого поворота событий. Закон о занятости - это документ для безработных. Он оговаривает, кому и сколько государство выплачивает денег в случае потери работы. Председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы считает, что нужен другой закон, который гарантировал бы работу человеку, страховал его от безработицы. "Если раньше существовала система страхования занятости - фондов занятости, то теперь активная государственная политика по регулированию рынка труда прекратилась", - пояснил Андрей Исаев.
Вторая его идея - привлечь к трудоустройству безработных частные кадровые агентства. Эти фирмы, по мнению депутата, вполне реально могут решить проблему грядущей безработицы. Им лишь стоит принимать безработных на постоянную работу и "продавать их труд" предприятиям, которым требуется подобная квалификация. По мнению председателя Комитета Госдумы, это легко можно устроить, если применить нормы международного права. "Существует конвенция Международной организации труда "О частных службах занятости". Она регулирует формы наемного труда, когда определенные специальности, категории граждан и профессий требуются предприятиям на ограниченный срок".
Впрочем, пока эти предложения депутата мало кого устраивают. Фонды занятости, как известно, формируются за счет денег предприятий и фирм. Только денег этих нет - им бы сегодня добиться снижения ставки ЕСН, обременяющего фонд заработной платы. Нереальна и идея "продажи" работников одной фирмой другой. А если купившая работника компания станет нещадно его эксплуатировать, как сегодня, к примеру, делают некоторые фирмы по отношению к мигрантам? К кому работнику обращаться с претензиями? В общем, пока вопросов больше, чем ответов. И отвечать на них придется, скорее всего, Федеральной службе по труду и занятости, созданной взамен Министерства труда и социального развития.