Турнир по русскому бильярду

Бильярд с совершенно чистой совестью можно назвать спортом. Ведь в этой игре есть вполне объективный критерий определения победителя. Но его - с не менее чистой совестью - можно назвать искусством. Ведь в игре легендарных бильярдистов всегда присутствует, помимо четко формализуемых технических навыков, нечто необъяснимое, отличающее игру именно этого мастера от игры других хороших бильярдистов. Некоторые фанаты игры сравнивают знаменитых мастеров с актерами, блистающими в шекспировских пьесах. Выбор такого ориентира для сравнения говорит о многом.

Шары катятся с Востока

Корни этой древней игры теряются в веках. Но большинство историков сходится во мнении, что родина бильярда - Азия. Однако они затрудняются дать более точный адрес. Некоторые говорят - Индия, другие - Китай. В Европе игра появилась в Средние века. Правда, историки вновь расходятся во мнениях, где именно. Две самые правдоподобные версии - Англия и Франция. Во всяком случае точно известно, что Мария Стюарт написала в день своей казни - 17 февраля 1587 года - письмо архиепископу Глазго, в котором несчастная королева просила духовное лицо позаботиться о ее бильярдном столе. А французский король Карл IX во время приснопамятной Варфоломеевской ночи играл на бильярде, изредка откладывая в сторону кий, чтобы пострелять из аркебузы по пробегавшим мимо дворца гугенотам.

В Россию бильярд - как и многие другие кунштюки из западного быта - завез Петр I, познакомившийся с игрой в Голландии. Начиная с 30-х годов XIX века окончательно формируются наши национальные разновидности бильярда. Главное отличие их от западных игр - большой диаметр шара и луза, которая всего на несколько миллиметров шире шара.

В первые годы советской власти бильярд, по существу, был забыт. Но уже через 10-12 лет интерес к нему возродился. Многие известные персоны тех лет прославились и как заядлые бильярдисты. В частности, был нередким гостем в бильярдных Владимир Маяковский. Но, увы, его мастерство заметно отставало от его азарта, поэтому он частенько был в долгах. Как-то в 1926 году он проиграл крупную сумму начинающему литератору Борахвостову, известному в большей степени своими победами на бильярде над советскими писателями и циклом статей о бильярде, опубликованном в середине 60-х в журнале "Наука и жизнь". Денег расплатиться у Маяковского не было, и Владимир Владимирович, не отходя от стола, написал доверенность в издательство с просьбой выдать В. Н. Борахвостову гонорар за статью "Как делать стихи". Хотя сумма была приличная, Борахвостов за деньгами не пошел, рассудив, что автограф Маяковского дороже.

После Великой Отечественной войны спортивный бильярд в стране практически закончился. В массовом порядке закрывались бильярдные, соревнования не проводились. Лишь в московских домах творчества - литераторов, ученых, архитекторов - сохранились хорошие столы. А с 70-х годов в Доме архитекторов проходили закрытые для широкой публики турниры лучших игроков. Впрочем, возможность заработать деньги своим умением была. Многие игроки ездили в настоящие гастрольные туры. Некоторым асам даже мешала их слава. Ведь чтобы выиграть некоторую сумму денег, надо сперва прикинуться неумеющим играть чайником. А как прикинешься, если тебя узнали? Как-то в 70-х годах известный московский игрок Ашот Папикян в поисках доверчивых партнеров забрался далеко в южные горы. Он слышал, что живущие там чабаны, которые почти не спускаются с гор и потому не знают в лицо никого из игроков, поставили раздобытый где-то стол и разыгрывают очень большие деньги. Каково же было его разочарование, когда в конце долгого пути, часть которого пришлось проделать даже пешком, от первого же встречного услышал радостно-восхищенное "Асота плиехала!". Пришлось вернуться несолоно хлебавши.

Сейчас в России много организаций, декларирующих в своих уставных документах содействие развитию бильярда в России. Но, увы, ведут себя они как персонажи небезызвестной басни "Лебедь, рак да щука". Дело доходит до того, что соревнования под эгидой различных федераций проходят по отличающимся друг от друга версиям правил, а спортсмена могут дисквалифицировать за то, что принял участие в соревнованиях, организованных конкурирующей конторой.

Как играют русские

Существует более десятка разновидностей игр на русском бильярде, но официальные соревнования проводятся лишь по трем из них: пирамиде, московской пирамиде и русской пирамиде. Кстати, последняя игра называлась на бильярдном жаргоне американкой, но когда русский бильярд решили вывести на мировой уровень, подумали, что такое название не патриотично.

- Русская пирамида - единственная из русских видов бильярда игра, которая не расходится со стандартами всех других бильярдных видов мира - снукера и пула, например, - рассказал "РГ" один из авторитетнейших российских арбитров по бильярдному спорту Николай Сараев. - В этих играх нельзя забивать шар, которым играешь, - биток. Можно забивать только прицельные шары или чужие, как их у нас называют. Два других вида русского бильярда: московская пирамида и пирамида подразумевают забитие и своего, и чужого шара. В пирамиде любой из шаров, находящихся на столе, может быть битком и прицельным шаром. Можно забивать и тот и другой. В московской пирамиде биток в принципе обозначен, но его тоже можно загнать в лузу. Другое дело, что потом биток придется выставить на стол, а вместо него забрать один из прицельных шаров соперника.

Такие правила превращают русскую пирамиду в интеллектуальную вершину бильярдных игр. Огромное значение в ней приобретает способность игрока думать на несколько ходов вперед. Зачастую игрок выполняет удар, не приводящий сразу к выигрышу шара, но создающий на будущее удобную позицию для бьющего и неудобную для соперника. Причем умение защищаться в русской пирамиде ценится не меньше, чем умение атаковать. Нередко красивый отыгрыш вызывает аплодисменты на трибунах.

- А в пирамиде сейчас мастерство игроков до такой степени выросло, что даже 12-14-летние игроки разбивают пирамиду и сразу заканчивают партию, - продолжает Николай Сараев. - Восемь шаров забивают с кия. Но это ведь несложно - достаточно владеть хорошо поставленным ударом - и не слишком интересно зрителям.

Наши и не наши

Различие правил русского и западного бильярда неизбежно повлекло за собой различие в подготовке игроков в России и за рубежом.

- Какие специфические требования предъявляет русский бильярд к игрокам?

- Да в принципе они особо ничем не отличаются от требований к игроку, скажем, в пул, - продолжает Николай Сараев. - Другое дело, что в небольшой степени должны различаться игроки, играющие в лузные виды бильярда - русский бильярд, пул, снукер - и в карамболь. В карамболе не нужно забивать шары, там очень важно чувство шара, чувство пространства бильярдного стола, знание законов отражения шара. В русском бильярде очень важна сосредоточенность и четкость движений. Ведь лузы у нас лишь на несколько миллиметров шире шара, а не как на Западе, где это соотношение почти 1 к 2. Поэтому там точность - довольно относительное понятие. Но в западных играх нужен выход. То есть ты забиваешь, но нужно думать о том, как встанут после удара шары, чтобы создать себе условия для следующего удара. Плюс к тому у нас и на Западе существуют различные стойки. Там шары маленькие, и через эти маленькие шары видно всю поляну - можно низко наклоняться над столом. А у нас шар в два раза выше. Если ты наклонишься, то через этот шар не будешь видеть следующий. В пуле тоже совсем другая стойка с другой постановкой ног.

- Есть ли профессиональные игроки, сочетающие выступления в нескольких видах бильярда?

- Вообще специализация есть. Но если игроки в снукер будут играть в русский бильярд, они добьются очень высоких результатов. Другое дело, что у них есть школа бильярда с многовековыми традициями, им легче. У нас же нет школы русского бильярда. Мы пока шарахаемся из стороны в сторону.

- В каких странах, кроме стран СНГ, популярен русский бильярд?

- Практически во всех. Но неодинаково. Скажем, в Америке на Брайтон, бич тоже немало игроков в русский бильярд. В Китае этот вид был очень хорошо развит. Там он пошел из Харбина, где после революции жило множество русских эмигрантов. Неплохо знают этот вид в Германии, Польше, Финляндии. Все-таки наши окраины были. Хотя у финнов национальным видом считается кайза, но в принципе это тоже русский бильярд. Только немного модернизированный. В 1999 году Всероссийская Федерациия бильярдного спорта проводила первый международный турнир по пирамиде, на который съехались игроки из 30 стран. Были и Швейцария, и Финляндия, и Англия, и Америка. А на первом чемпионате мира по пирамиде 2000 года, проходившем в Германии, четвертое место занял итальянец.

Одним словом, потенциал для завоевания мира у нашего отечественного бильярда есть. Другое дело, как мы сможем им распорядиться.