Дело, конечно, не в "капусточке" - актер по-настоящему популярен. Но путь Валерия Гаркалина к успеху был непростым. Его родители никогда не были связаны с искусством: отец заведовал гаражной мастерской, матушка была, по выражению сына, "чекисткой" - пробивала чеки в кассе. Как и любой из его сверстников, в школьные годы Валерий любил ходить на дневные сеансы в один из ближайших московских кинотеатров.
Сам актер не может объяснить, что его подвигло поступать чуть ли не во все столичные театральные училища, но, увы, везде провалился. На всю жизнь он запомнил слова одной из экзаменаторш: "Молодой человек, у меня к вам личная просьба: если увидите какой-нибудь творческий институт по пути вашего следования, то обходите его за километр. Вам и помышлять нельзя о профессии актера".
Он тогда по-юношески обиделся на судьбу-злодейку и пошел работать на завод слесарем. Потом, отслужив в армии, все же не расстался с мыслью о своем актерском предназначении.
Окончив Гнесинское училище, Гаркалин попал в ансамбль "Люди и куклы". Многие телезрители и сейчас помнят этот своеобразный коллектив, в котором актеры не прятались за ширму, а выходили на сцену вместе со своими куклами, но при этом были совершенно незаметны - настолько выразительны были их подопечные.
За шесть лет с этим коллективом Валерий объездил всю страну. К тому времени он уже обзавелся семьей и его присутствие в Москве было необходимо - родилась дочка Ника. Сегодня она уже вполне взрослая, учится на продюсерском отделении ВГИКа.
...Те три года Валерий был безработным, его никто никуда не брал. Но он об этом не жалеет: с удовольствием вспоминает, как воспитывал дочь, как она росла под его пристальным взором. Он выбрал то, что считал самым дорогим для себя, - семью.
"Родители жены, люди достаточно обеспеченные, сняли для нас под Москвой дачу, и я там жил с Никой. Купал дочку, стирал ее платьица, кормил, рассказывал сказки". И когда Гаркалина спрашивают, почему он назвал дочь Никой (в те времена еще не были модны такие "заграничные" имена), он отвечает так: "Мы искали имя покороче. Ведь ей предстояло вырасти и стать Валерьевной. В сочетании с длинным именем это было бы непроизносимо".
Строгий ли он отец? Пожалуй, нет. "Может, и хотелось бы им быть, но, когда я вижу это создание, сразу расслабляюсь, - признается Валерий. - И потом Ника очень спокойная, чистая душой девушка. Очень гармонична. Она настолько меня устраивает! Все делает верно и хорошо. При этом очень самостоятельна. Ее поступки кажутся продуманными, ничего в ней меня не раздражает. Так что повода для того, чтобы быть строгим отцом, у меня не было".
Он пришел в кино довольно поздно, но это был шанс и упустить его было невозможно - пригласили в фильм "Катала". Пробы прошли удачно, и режиссер Сергей Бодров настоял на его кандидатуре, хотя в киногруппе оказалось немало скептиков, мол, незнакомое лицо в главной роли - это всегда опасно.
Фильм имел грандиозный прокатный успех. Потом он снялся в "Белых одеждах", а вот другие фильмы с его участием того периода почти никто не видел...
Режиссеры, которые стали приглашать его играть в кино или в спектакле, неизменно говорили: "Наутро ты проснешься знаменитым". Каждый раз после премьеры Гаркалин просыпался, но не испытывал того, что было обещано.
Настоящую славу Гаркалину принесла картина "Ширли-мырли". В ней масса смешных эпизодов, подобные им случались и на съемочной площадке.
- Однажды мы с Джигарханяном приехали на съемки в Ульяновск. Помните эпизод с "Русланом", из которого должна выкатываться мощная военная техника? - вспоминает актер. - Как всегда в таких случаях, долго готовились: осваивали объект, инструктировали солдат... Мы с Арменом Борисовичем зашли в самолет, удобно в нем расположились, стали о чем-то беседовать, и вдруг в кабину вошли летчики, самолет тронулся с места и поехал в сторону взлетной стороны. Я понял, что сейчас мы взлетим, и жутко перепугался. Армен Борисович тоже занервничал - мы ведь совершенно никуда лететь не собирались. В общем, стали кричать, чтобы нас выпустили. Потом оказалось, что самолет просто устанавливали на удобную для съемки позицию.
Его киногерои часто попадают в какие-то нелепые ситуации, но всегда находят из них выход: вспомнить хотя бы роль Мага из телесериала "Досье детектива Дубровского".
За десять лет работы в Театре сатиры Гаркалин тоже переиграл множество веселых героев: в "Ревизоре" - Хлестакова, в "Укрощении строптивой" - Петруччо, в "Горячем сердце" - Куролесова.
За последние годы он стал одним из самых востребованных театральных артистов, играя в Театре-студии "Человек", в антрепризах. Кстати, в одном из интервью Валерия упрекнули за его участие в антрепризных спектаклях: они долго не живут.
- Они тем и прекрасны, что имеют ограниченные сроки жизни, - парировал артист. - Перестал зритель покупать билеты на спектакль - и все кончается самым естественным образом. Чего нельзя сказать о репертуарном театре, в котором спектакли, давно потерявшие художественную значимость, могут идти годами.
Тому обстоятельству, что жена Гаркалина Катя не актриса, он рад: "Не потому, что актрисы плохие. Они замечательные женщины. Но Катя - человек очень скромный, очень глубокий. Можно не быть актрисой, но в жизни вести себя как Мерилин Монро. Катя в жизни очень просто себя ведет. А если приходишь домой, а там тебя ждет какая-то игра - жизни нет никакой! Хотя бы три-четыре часа, которые выпадают на отдых, хочется провести с человеком, который далек от актерской жизни".
На днях нашему любимому артисту исполняется 50 лет. Он многого достиг за свою актерскую жизнь, у него даже открылась страсть к преподаванию, вернее, воспитанию (ведет курс в ГИТИСе).
Своим студентам дает примерно такие наставления: нельзя быть актером или режиссером и обладать мерзким характером, быть злым, недовольным. Это делает человека несвободным, закомплексованным - это противоречит и мешает творчеству.
Он любит цитировать и Франсуа Вийона, замечательного поэта: "Я знаю все, но только не себя".