Старый кодекс безнадежно устарел, латание правовых дыр в виде поправок и дополнений не спасает. А потому Госстрой несколько лет готовил, писал и переписывал текст нового "реформаторского" кодекса, который бы привел рыночные реалии и потребности граждан к единому знаменателю. Свой вариант готовился и непосредственно депутатским корпусом - командовал парадом председатель думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. На каком-то этапе усилия были объединены, и на заседании комиссии генсовета партии большинства в среду обсуждался итоговый вариант законопроекта, что дало повод наблюдателям шутить по поводу "нулевого" или даже "минус первого чтения".
Конечно, замечаний прозвучало немало, но концептуально законопроект был поддержан. А это почти наверняка означает, что и все положенные по регламенту чтения в нижней палате парламента он может пройти без особых проблем.
Между тем новый Жилищный кодекс узаконивает некоторые очень важные с социальной точки зрения нормы, которые сами же его авторы откровенно называли непопулярными. Не случайно момент внесения законопроекта в Думу (хотя он уже был вполне готов еще в начале года) было решено отложить до "послевыборов".
В частности, одно из самых "больных" мест в законопроекте - сокращение количества категорий граждан, которым государство по-прежнему будет предоставлять бесплатное жилье. По сути, такой категорией законопроект называет одну-единственную - "граждан, являющихся малоимущими". При этом, как выяснилось в ходе обсуждения, малоимущие применительно к Жилищному кодексу - это не те, кто имеет доход ниже прожиточного минимума и потому имеет право на социальную поддержку государства по федеральному законодательству. Будет признана семья малоимущей или нет - ответ на этот вопрос предлагается возложить на органы местного самоуправления, причем руководствоваться они будут законодательством субъекта Федерации.
Что касается других категорий, нуждающимися в предоставлении социального жилья могут также признаваться имеющие общую площадь на члена семьи менее нормы (опять-таки установленной в регионе, а предлагаемый федеральный норматив - 15 квадратных метров); живущие "в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям" либо в одной квартире с соседями, среди которых есть тяжелобольные (перечень заболеваний устанавливается Правительством). Но эти категории смогут получить социальное жилье бесплатно, только если попадут в "малоимущие". Правда, есть еще один вариант - предоставление жилья по договору социального найма "за доступную плату". Но кто сможет на это рассчитывать - неясно, поскольку норма отсылочная - к федеральным законам. Как в тумане остается и размер этой самой "доступной платы".
Можно сколько угодно говорить, что в новой рыночной России бесплатного жилья практически не осталось, что эти законодательные нормы не работают для абсолютного большинства россиян, что очереди на муниципальное жилье не двигаются десятилетиями и потому фактически фиктивны... Наконец, что лазейки с получением квартир бесплатно используются нечистоплотными чиновниками. Все это действительно так. Но...
Как заметил один из участников дискуссии: "Значит, если ветеран войны имеет лишний рубль и не попадает в неимущие, о квартире он уже может и не мечтать?..." По-видимому, так.
Второй очень важный момент - кодекс усиливает ответственность жильцов за выполнение своих обязанностей: содержать квартиру в порядке, не мешать соседям и, разумеется, вовремя вносить квартплату и коммунальные платежи. По словам Крашенинникова, "механизм выселения злостных неплательщиков станет более действенным". Причем проект кодекса разрешает выселять (по решению суда) не только неплательщиков, но и тех, кто использует свое жилье не по назначению, нарушает права и законные интересы других жильцов, бесхозяйственно обращается с жилым помещением.
Еще один весьма спорный момент - это предполагаемая после введения нового Жилищного кодекса отмена бесплатной приватизации. Какое-то время на оформление квартиры в собственность, видимо, будет дано (обсуждается временной лаг в размере двух лет). Но принципиально вопрос решен. При этом эксперты отмечают, что вопрос о защите при такой отмене интересов граждан, не воспользовавшихся своим правом приватизации, потому что, например, они не имели нормальной квартиры, а жили в коммуналке, - остается без ответа.
Впрочем, представленный вариант, подготовленный совместными усилиями представителей Правительства и законодателей, не единственный. Еще одна новая редакция Жилищного кодекса подготовлена Комитетом Совета Федерации по промышленной политике. Этот законопроект также ориентирован на рыночные отношения в сфере строительства и эксплуатации жилищного фонда. По мнению одного из его авторов, председателя Комитета Валентина Завадникова, "разрулить" нынешнюю тяжелую ситуацию в жилищно-коммунальном секторе невозможно, если не обеспечить собственников и жильцов дополнительными правами. Это не только правовое обеспечение передачи в собственность (а значит, и в управление) объединениям жильцов подвалов, чердаков и прочих нежилых помещений их домов, коммуникаций и прилегающей территории. В принципе закон о кондоминиумах дает объединениям собственников такую возможность и сегодня. Однако на деле, когда речь идет об обязанностях - ремонте, утеплении дома, установке счетчиков, - выполнить этот закон легко. Когда же товарищества собственников пытаются извлечь ресурсы из тех же нежилых помещений в своем доме или предъявить права на двор, они постоянно сталкиваются с противодействием местных властей.
Кроме того, по мнению Завадникова, нужно, чтобы жилищное законодательство ликвидировало правовые барьеры для создания альтернативных систем жилищных коммуникаций - объединения жильцов должны иметь возможность отказаться от услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, чтобы установить более экономичные локальные системы.
Некоторые интересные и спорные выдержки из текста законопроекта - в сегодняшнем выпуске выходного дня.