Фурсенко встретился с ректорами вузов

Почему-то многие ожидали от этой встречи если не противостояния взглядов министра позициям ректоров университетов, то уж острой дискуссии по целому ряду вопросов непременно. Но Андрей Фурсенко с самого начала охладил этот пыл: "Я приехал прежде всего слушать вас".

Недостатка в выступлениях не было, так же как и в обозначении проблем высшей школы. Пожалуй, полнее всего их сконцентрировал ректор МГУ, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий. Перечислив все то доброе, что досталось в наследство от прежней, советской образовательной системы, ректор ведущего вуза страны сделал довольно грустный вывод: если раньше нашему системному подходу в образовании учились даже в Соединенных Штатах, то теперь мы рискуем эти позиции утратить.

К числу потерь он отнес уменьшившийся вдвое с 90-х годов кадровый потенциал ученых в стране. Но самое главное, считает Садовничий, мы начинаем терять и качество нашего образования.

Стареет преподавательский состав (средний возраст педагогов вузов под шестьдесят, тогда как в США - около сорока).

Не способствует улучшению качества обучения непомерно возросшее количество вузов в стране: их насчитывается 3200. А контроль за уровнем знаний не отлажен. К нашим потерям, подчеркнул ректор МГУ, я отношу также и то, что необоснованно выросла доля платного образования. Оговорившись, что в принципе платное образование имеет право быть, он подчеркнул, что при этом должны быть и соответствующие законы.

Отдельно остановился ректор МГУ на условиях приема в вузы, методах оценки знаний выпускников школ. Назвав единый государственный экзамен одним из инструментов этого процесса (подчеркнув - не главным), он не удержался от неприязненной оценки - ЕГЭ "все выравнивает и выстраивает в линейку" и сообщил, что ратует за множество форм поиска талантливых людей, в частности - за предметные олимпиады и творческие конкурсы, победителей которых вуз готов принимать уже нынче.

Количество проблем в системе образования дополнили выступавшие представители высшей школы регионов. Но, как выяснилось, по сути всех, от Камчатки до Санкт-Петербурга, волнуют общие вопросы: финансирование вузовской науки, растущая коммерциализация образования, необходимость четкой законодательной базы и качество подготовки специалистов.

Выступая в завершение этого разговора, министр образования и науки Андрей Фурсенко обозначил свое видение проблем и возможные пути их решения. Реформируя образование, он призвал учитывать две задачи: сугубо социальную и общественно-экономическую, направленную на подготовку высококлассных специалистов. Все преобразования необходимо, по его мнению, оценивать с точки зрения, как они работают на решение именно этих задач. Министр также считает, что не может быть науки разных сортов - академической и вузовской, и сообщил, что сейчас рассматривается вариант привлечения экспертов ВАК к оценке научных результатов во всех случаях. Андрей Фурсенко проинформировал, что в ближайшее время очевидно будет снята система аккредитации университетов: не будет аккредитован никто, и что по этому вопросу уже достигнуто соглашение с Минфином. Мы считаем, сказал министр, что вузы должны увеличить свое финансирование по науке, но "это надо делать в рамках единых требований".

Могу сказать, добавил Фурсенко, что деньги, которые традиционно выделялись для поддержки ГНЦ, теперь в значительной части пойдут для распределения на реальный научный корпус - на конкурсной основе. По поводу платности образования министр подтвердил, что бесплатного ничего нет - средства могут поступать из трех источников: от государства, от бизнеса, от студентов (или их родителей), но при этом у каждого поступающего должна быть свобода выбора. Если специалист выбрал нужную государству профессию и пойдет в дальнейшем по ней работать - за него платит государство. Есть профессии, востребованные бизнесом - он может платить за подготовку своих кадров. И, наконец, третий вариант - человек платит сам.

Но государство при этом, считает министр образования, должно взять на себя ответственность по прогнозированию востребованности профессий. Поскольку в последнее время острые споры вызвало в обществе введение в школах единого государственного экзамена, министр посчитал необходимым обозначить свое отношение к нему. Тот, что действует сегодня, считает он, не лучший вариант. Но вопрос тут, по его мнению, принципиально другой - может ли быть неперсонифицированный экзамен, имеет этот подход право на существование и насколько широко он должен применяться? Что касается предложений выделить ведущие вузы, то фактически это уже есть, считает министр, и теперь должно быть обозначено формально. Но при этом необходимо четко определить группы вузов и критерии, по которым ведется это определение, так как "не может быть одинаковой ответственность московского и питерского вузов, скажем, и камчатского: кому больше дано, с того больше и спросится. Андрей Фурсенко заверил ректоров, что министерство будет заниматься также вопросами интеграции вокруг крупных научных центров, улучшения финансирования и еще целым кругом проблем, о которых шла речь на встрече с министром образования и науки, и призвал к поддержке и конструктивному взаимодействию.