На самом же деле сейчас уже трудно представить себе нашу жизнь без стиральной машины, холодильника или плиты. И чем эти приборы более функциональны, тем приятней и легче становится работа по дому.
По данным мониторинга различных продаж в секторе, лидируют все же холодильники (в среднем 32 процента в натуральном и 38 процентов в денежном выражении), за ними следуют стиральные машины (20-25 процентов и 30-35 процентов). Впрочем, в последнее время становится весьма заметным спрос и на посудомоечные машины.
На сегодняшний день доля присутствия европейских и азиатских компаний на нашем рынке, по оценкам специалистов, составила 80 процентов. Остальные 20 процентов делят между собой российские и белорусские производители.
Из-за того, что велика доля импорта, оценить объемы рынка бытовой техники достаточно трудно. Бывает, что официальная статистика не совпадает с реальной емкостью рынка. Так, по данным ГТК, которые опираются на данные деклараций, объем рынка составляет чуть более 2 миллиардов долларов. А вот по данным корпоративных экспертов, чьи оценки строятся на информации по рознице, рынок всей бытовой техники составляет 5-6 миллиардов долларов. Выходит, что на долю "серого" импорта приходится практически половина рынка. Вместе с тем около 40 процентов емкости декларированного рынка приходится на крупную бытовую технику. Кстати объем московского рынка бытовой техники составил в прошлом году около 1,2 миллиарда долларов, петербургского - значительно меньше.
Согласно исследованию независимых экспертов, крупную бытовую технику приобрели 40 процентов всех семей. Если одни семьи впервые купили стиральную машину, холодильник или плиту, то другие, являясь активными пользователями, заменили свою 10-летнюю технику на новую. Понятно, что обновление "домашнего парка" произошло за счет более дорогих и качественных моделей. Прогноз экспертов на этот год весьма благоприятен. Эксперты считают, что рынок бытовой техники вырастет и в натуральном, и в денежном выражении, причем за счет среднего и высокого ценовых сегментов. В среднем ценовом сегменте ведущая роль будет принадлежать потребителям с доходами около 200 долларов, а их доля на российском рынке достигает 55 процентов. Потребителями же высокого ценового сегмента являются семьи, где доход на одного человека превышает 600 долларов.
Необходимо отметить, что особенно большой прирост рынка бытовой техники имел место два года назад. В разных сегментах он составлял 30-50 процентов, а у некоторых сетевых розничных операторов объем продаж увеличился на 80 процентов. И, что интересно, спрос на технику для дома в регионах рос значительно быстрее, чем в Москве и Петербурге. Если объем продаж крупной бытовой техники в столицах увеличился на 20 процентов, то в регионах - на 40 процентов, а мелкой - на 40 и 60 процентов соответственно. Поэтому понятно, что многие московские торговые сети уже всерьез задумались о расширении зоны своей экспансии, а некоторые компании уже открыли свои магазины во всех городах-миллионниках Европейской части России. Компании наполняют региональные магазины недорогими и ходовыми товарами, создавая привлекательные условия для покупки.
Что касается сектора крупной бытовой техники - холодильников, стиральных машин, СВЧ-печей, электро- и газовых плит, то они на рынке представлены как зарубежными так и российскими фирмами. В секторе же мелкой бытовой техники - кухонные комбайны, электрочайники, утюги, пылесосы и другое в основном лидируют зарубежные марки.
Между тем, операторы рынка отметили в прошлом году особый рост продаж встраиваемой кухонной техники, причем продажи в этом сегменте растут уже два года. Кстати, достаточно веской причиной роста рынка явились программы потребительского кредитования, разработанные некоторыми банками. Так в магазинах, где действуют такие программы, доля кредитуемых продаж достигает 30 процентов. Причем каждые полгода число клиентов банков, прибегающих к этой услуге, удваивается.
Учитывая, что в последнее время экономическая динамика в Европе, а именно падение индекса делового климата Германии, которая является самым большим рынком Европы, сокращение расходов французских потребителей, вынуждает европейских производителей "белой" техники с надеждой взирать на новые рынки.
Такая экспансия позволяет снизить конечную стоимость техники более чем на 10 процентов. Правда, по мнению отечественных производителей бытовой техники, подобная активность иностранцев на рынке обернется против российской электротехнической отрасли. На самом деле основным критерием конкурентоспособности отечественной техники является цена, а она похоже в таких условиях перестанет работать.