По его мнению, увеличение валового сбора зерна невозможно без решения этой проблемы. "Мы рискуем однажды оказаться в ситуации, когда ни поля обрабатывать, ни урожай собирать будет нечем", - подчеркнул он. В 1993 году, отметил Аркадий Злочевский, в стране было 1322,5 тысячи тракторов и 386 тысяч зерноуборочных комбайнов. Сегодня соответственно 814,7 тысячи и 206,3 тысячи. Нехватка техники уже ощущается, а в случае хорошего урожая значительная его часть может быть просто не собрана, считает Злочевский. Выход из создавшегося положения, по его словам, в широком применении лизинга сельхозмашин.
Рецепт, надо сказать, не нов. В целом ряде регионов без лизинга просто невозможно представить хозяйственную жизнь.
В Ярославской области, например, без лизинга не только прижился и позволил за последние два года приобрести около тысячи единиц сельхозтехники - больше, чем за шесть предыдущих лет, но и стал ближе к земледельцу - здесь организовали свой лизинговый фонд.
Созданная при администрации координационная лизинговая комиссия не даст разрешения на кредит до тех пор, пока эксперты не оценят состоятельность коллективного или фермерского хозяйства.
В начале 2000 года вложили в него из областного бюджета совсем немного (больше тогда не могли) - 14,5 миллиона рублей. В следующем- уже 35 миллионов, затем - 45, а в прошедшем- 75 миллионов. Теперь областной фонд располагает в общей сложности 160 миллионами рублей. Зачем надо было создавать свою, "домашнюю" структуру, если таковая уже есть и давно действует на федеральном уровне? Специалисты департамента агропромышленного комплекса обладминистрации объясняют: прежде всего потому, что кредит в федеральном лизинговом фонде обходится почти втрое дороже, выбор техники там - по ограниченному списку, к тому же кое-кто уже успел воспользоваться ссудой федерального лизинга и, не сумев вовремя расплатиться, утратил возможность брать что-либо снова. Появления должников побаиваются и в областном лизинговом фонде и потому с самого начала завели большие строгости. Созданная от администрации координационная лизинговая комиссия не даст разрешения на кредит, пока эксперты не оценят состоятельность коллективного или фермерского хозяйства.
При этом в фонде не спешат "топить" тех, кто все-таки не рассчитал своих сил: проконсультируют, а то и сами найдут покупателя на неликвидную вроде бы продукцию или имущество - было бы только у заемщика желание рассчитаться. До арбитражного суда за все время существования областного лизинга дело не доходило. "Но мы понимаем: стоит дать поблажку тем, кто хотел бы превратить лизинг в кормушку - все, конец затее", - говорит директор государственного предприятия "Ярославльагропромтехснаб" - главного поставщика техники по лизингу Юрий Веселков.
Зная столь строгие условия, руководители хозяйств поначалу осторожничали: брали в лизинг только мелкую технику - косилки, сеялки, плуги... Потом почуяли выгоду (пока за механизм расплачиваешься, он сам на себя работает), стали покупать трактора, комбайны, оборудование. Таким образом обновили в последнее время свой машинный парк многие хозяйства, реконструировали цеха птицефабрики.
Не внакладе "Агропромтехснаб", на базе которого действует областной лизинговый фонд. Здесь тоже пошли по пути удешевления процесса: нет у фонда, к примеру, отдельной бухгалтерии - со всеми расчетами справляются свои специалисты. И зарплат отдельных, по словам Юрия Веселкова, тоже нет, но есть премиальное вознаграждение в 1,5 процента от продаж, что служит неплохим стимулом к расширению поставок техники на село. Причем сейчас в отличие от первого года предлагают хозяйствам не ту технику, что первой подвернулась под руку, а только улучшающую технологию, удешевляющую продукцию, расширяющую возможности хозяйств.
Набравшись опыта, областной лизинговый фонд принялся расширять сферу своих услуг. В минувшем году по лизингу стали поставлять в хозяйства племенной скот. И спрос на эту услугу растет, поскольку крестьянин начал считать: если сдать на мясо свою непродуктивную корову, которая дает в год 2-2,5 тысячи килограммов молока, то денег хватит на первый взнос за высокопродуктивную нетель, и еще останется. А с племенной получишь молока вдвое больше (это дополнительно 2,5 тонны в год, что даже по сегодняшним невысоким закупочным ценам обеспечит прибавку в 8-9 тысяч рублей). Но ведь она еще и приплод даст за те четыре года, что придется платить где-то по 6 тысяч рублей ежегодно в качестве возврата кредита.
Или другая, вызванная жизнью услуга. Выяснилось, что хозяйства порой дают заказы на технику, которую нигде не удается найти. Специалисты фонда, изучив эти заявки, обратились к умельцам из местного пригородного ремонтно-технического предприятия с предложением подумать над этими запросами. В итоге там начали выпускать весьма прогрессивные комбинированные агрегаты-культиваторы для поверхностной обработки почвы. Ничего подобного на сегодняшний день в России не производится. А освоить их помогло то, что фонд связал между собой ярославских производителей и разработчиков-теоретиков из Казанского института механизации. По отдельности изготовление этих довольно дорогих агрегатов никто из них наладить не мог бы, а тут удалось да еще и с хорошо продуманным рынком сбыта.
Появилось и еще одно направление деятельности. Практика показала, что хозяйствам трудно своевременно подготовить технику к полевым работам, особенно весной, когда предстоит сделать сложный ремонт с заменой двигателя или ходовой части трактора. На помощь в этом случае также пришел лизинг с кредитом, но не на три или пять лет, как обычно, а всего на три месяца. За этот срок, к осени, у хозяйства появятся деньги и оно погасит кредит.
Сейчас идет проработка еще одного варианта лизинговой услуги. Речь - о дополнении областного лизинга федеральным. Разница за пользование тем и другим существенная: если областной товарный кредит обходится где-то в 11-12 процентов, то федеральный - в 34-35. Расчеты показали, что, если примерно 22-23 процента хозяйству субсидировать, когда оно что-то будет брать из федерального фонда, то к ресурсам областного фонда можно будет присоединить и ресурсы федерального. Для хозяйства в итоге ничего не меняется, платить оно будет те же самые деньги, что и по областному кредиту. А ресурсов закупит больше.
- Техническое перевооружение на селе сейчас вообще невозможно осуществлять без товарного кредита, - убежден заместитель губернатора области Михаил Боровицкий. - Зерноуборочный комбайн "Нива", к примеру, стоит 1 миллион 200 тысяч рублей, а "Дон" уже - 1 миллион 800 тысяч рублей. Это сколько же надо молока хозяйству сдать, чтобы купить эту технику, если в среднем по году 1 тонна его стоит примерно 4 тысячи рублей?
В областном департаменте агропромышленного комплекса убеждены: если сельский товаропроизводитель готов внедрять новые, современные технологии, выпускать конкурентоспособную продукцию - лизинг ему первый помощник, поскольку именно такая система учит всерьез считать расходы и доходы, не ждать по давней традиции манны небесной, а постепенно при поддержке областных властей решать все свои проблемы. На это направлен и появившийся недавно областной закон "О государственной поддержке и развитии лизинга в агропромышленном комплексе Ярославской области", окончательно определивший роль и ответственность каждого участника лизингового процесса в регионе.