Отметим, что основными задачами нынешнего этапа налоговой реформы является общее снижение налоговой нагрузки на бизнес и усиление стимулирующей роли в развитии экономики. Несмотря на напряженные и длительные дискуссии, ведомствам, прежде всего Минфину и Минэкономразвития, все-таки удалось достигнуть согласия в вопросе о том, как дальше снижать налоги. По крайней мере до четверга, когда подготовленные законопроекты должны будут рассматриваться кабинетом министров, каких-либо неожиданностей не предвидится. В любом случае сомнений в том, что в апреле правительственный налоговый пакет поступит в Госдуму, нет.
Между тем Государственная Дума поддерживает инициативу Правительства по завершению налоговой реформы в ближайшие полтора-два года. На прошлой неделе в первом чтении были приняты несколько законопроектов, которые не относятся к числу приоритетных, но тем не менее вносят существенные изменения в фискальную систему страны.
Первый из рассмотренных документов касается игорного бизнеса. На пленарном заседании в среду Госдума приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в главу 29 части второй Налогового кодекса РФ".
Поправки обязывают налогоплательщика уплачивать налог на игорный бизнес по месту нахождения объекта налогообложения. Сейчас Налоговый кодекс позволяет предпринимателям регистрировать казино в одном регионе, где ставка налога ниже, а работать в другом, где можно получить большую прибыль. Так, в Московской области в 2002 году платили налог на игорный бизнес более 290 организаций, в то время как только половина из них действительно работала в этом регионе. Принятый законопроект направлен на то, чтобы перекрыть эту лазейку. Решение это особенно актуально в связи с тем, что в результате проводимой реформы межбюджетных отношений налог на игорный бизнес с 2005 года должен стать одним из основных источников дохода для территориальных бюджетов. Однако, по мнению экспертов, эти изменения не позволят перекрыть все возможности для минимизации налогообложения в игорном бизнесе.
Дело в том, что налогоплательщик может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, а этой категории поправки не касаются. Если ко второму чтению в законопроект не будут внесены соответствующие изменения, то ПБОЮЛы по-прежнему смогут вставать на учет в регионах с низкой ставкой. В этом случае индивидуальное предпринимательство станет удобной возможностью осуществления игорной деятельности, предупреждают эксперты.
Второй законопроект, принятый парламентом в первом чтении, предлагает включить в перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход услуг, предоставляемых платными автостоянками. Правительство дало на этот законопроект отрицательное заключение, однако заместитель министра финансов Михаил Моторин сказал, что кабинет министров готов его поддержать, если ко второму чтению он будет доработан. Он предлагает уточнить размер базовой доходности по данному виду деятельности, физические показатели, на основе которых она рассчитывается, и формулировку данного вида деятельности.
Также Государственная Дума решила продолжить эксперимент по налогообложению недвижимости, проводимый в Великом Новгороде и Твери. Этот проект направлен на отработку механизмов налогообложения, которые в дальнейшем могут быть распространены на всю Россию. Парламент принял в первом чтении проект закона, согласно которому этот эксперимент будет продолжен по крайней мере в ближайшие два года.
Также депутаты обсуждают предложение Правительства сделать бесплатным дарение и наследование ценных бумаг. Налоговый подкомитет Госдумы проголосовал за то, чтобы получатели бумаг платили 13-процентный подоходный налог с их рыночной стоимости.