06.04.2004 04:20
    Поделиться

    ГОСТ никуда не делся

    На смену ГОСТам

    - До сих пор никто точно не знает, сколько всего таких регламентов нужно будет принять, - говорит зампредседателя Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ. - Регламент по электробезопасности тому пример: разработчики думали почему-то, что можно в одном документе объединить совершенно разные вещи. Между прочим, у нас просто не существует сколько-нибудь серьезного анализа рисков, связанных с использованием того или иного товара или услуги, проведением тех или иных работ. Две недели назад мы рассматривали проект регламента на экологическую безопасность транспорта. Понятно, что требования эти, когда они будут приняты, очень серьезно повлияют на положение на рынке автомобилей. Но чтобы правильно оценить, каковыми должны быть эти требования, нужна статистика влияния автомобильных выбросов на здоровье людей и на состояние окружающей среды. А ее нет. Без проведения таких исследований очень трудно определить, какие регламенты вообще нужно принимать и что в них требовать.

    До принятия Закона "О техническом регулировании" в России действовало около 30 тысяч различных ГОСТов. Это не считая ведомственных норм и правил. Многие из них уже устарели, многие не стыковались с международными стандартами (что затрудняло выход российской продукции на мировой рынок). По сути дела, против изменения стандартов никто и не возражает. Больше того, замена их техническими регламентами приветствуется большинством предпринимателей, работников государственных служб, призванных защищать интересы потребителей товаров и услуг от вредной и некачественной продукции.

    - До сих пор у нас было как? На производство продукции - один ГОСТ, на ее перевозку- другой, на продажу - третий, и все они между собой не стыкуются, - комментирует заместитель генерального директора петербургского Центра испытаний и сертификации Светлана Соловьева- Санкт-Петербург. - Технические регламенты призваны установить единые требования на всем протяжении цепочки, от производства до утилизации товара. Причем не на отдельные товары, а на большую группу (иногда на целый сектор рынка). То есть вместо стопки пухлых документов при анализе соответствия продукции нужно будет пользоваться всего одним. Конечно, так проще и понятнее.

    - ГОСТы установлены на те товары, которые выпускаются давно. Но рынок требует все время создания новой продукции. На нее никаких стандартов нет. Мы выкручиваемся из положения, создавая технические условия. Но та же пресса почему-то рекомендует людям не покупать товары, выпущенные в соответствии с ТУ (хотя техусловия не могут быть по закону менее жесткими, чем стандарты). Так что для нас появление технических регламентов тоже является спасением, возможностью развивать производство, - считает директор по качеству "Невской косметики" Наталия Пономарева.

    Итак, дело начато благое. Но вот то, как проходит разработка ТР, вызывает озабоченность и у предпринимателей, и у чиновников.

    - 20 февраля в Госдуме рассматривался регламент по масложировой продукции, - рассказывает Н. Пономарева. - О его содержании мы, производители косметики и парфюмерии, узнали только в январе. При том, что наши компании закупают довольно много жира, то есть требования к нему для нас представляют большой интерес. Но главное даже не это. Оказалось, что Масложировой союз России, разработчик проекта ТР, включил в него и туалетное мыло. А это наша продукция, с советских времен она относится к косметике. На Западе, кстати, все обстоит так же. Вполне естественно, что мы, разрабатывая наш собственный технический регламент на парфюмерно-косметическую продукцию, требования к мылу закладывали у себя. И они далеко не совпадали с требованиями, предлагаемыми в ТР масложировой продукции.

    Вот и представьте себе, что было бы, если бы технический регламент на масложировую продукцию прошел? Слава богу, что Дума вернула проект на доработку.

    Не слишком ли много тайн

    Светлана Соловьева считает причиной возникновения таких конфликтов общую неинформированность бизнес-сообщества о порядке разработки технических регламентов.

    - Инициатором разработки проекта регламента может стать любое физическое или юридическое лицо (статья 9, пункт 2 Закона "О техническом регулировании"). Но становятся обычно профессиональные объединения той или иной отрасли (или по их заказу - научные учреждения). Проект регламента размещается в Вестнике технического регулирования Госстандарта (ныне это - Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии). Любой желающий может найти этот сборник на сайте www.gost.ru. В объявлении должны быть указаны координаты разработчика и срок работы над документом. После чего все заинтересованные лица и организации могут направлять в адрес разработчика свои замечания. Он обязан их если не учесть, то хотя бы подготовить аргументированные ответы. Ответы эти тоже должны быть доступны всем. И когда проект будет рассматриваться на экспертной комиссии и в Госдуме, любой участник обсуждения вправе потребовать ознакомить его со всеми возражениями.

    То есть механизм обсуждения разработан неплохо. Но... не действует. Во-первых, о нем почти не знают, а потому в работе над регламентом участвуют только те, кто работу эту инициировал. "Кто способен профинансировать процесс создания регламентов (а ведь эта работа требует денег)? Только крупные компании-монополисты. Естественно, скорее всего в документах будут заложены корпоративные стандарты той компании, которая взялась за их разработку и продвижение в Госдуме", - считает Алексей Исаков, заместитель директора I городского центра экспертиз, довольно крупной компании, работающей в сфере промышленной и экологической безопасности. И если посмотреть список разработчиков проектов, выставлявшихся уже на рассмотрение Госдумы, то мнение господина Исакова кажется очень близким к истине. Везде фигурируют отраслевые объединения, в которых тон задают крупные компании. "Мы пытаемся собирать представителей среднего и малого бизнеса, привлекать их к участию в обсуждении, - говорит Светлана Соловьева. - Но очень часто на обсуждение проекта технического регламента отводят всего два месяца (минимальный срок, предусмотренный законом). За такое короткое время многие предприниматели не успевают даже толком понять, о чем говорится в ТР, не то что выработать свои предложения".

    Не только что, но и кто

    Вторую проблему отметил в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" Петр Шелищ:

    - У меня такое впечатление, что большинство разработчиков проектов регламентов серьезно не познакомились с законом о техническом регулировании. А потому ТР получаются у них совершенно не похожими один на другой. Хотя по идее они должны быть достаточно однотипными (не по содержанию - по структуре). Прежде чем браться за разработку, неплохо бы было провести обучение тех, кто этим будет заниматься. Объяснить им, для чего готовится технический регламент, что в нем должно содержаться, а что не подлежит регулированию. Выдать им в конце концов методические рекомендации.

    Петр Борисович был очень удивлен, когда я сказал ему, что такие рекомендации были разработаны рабочей группой специалистов Технического комитета по стандартизации и утверждены постановлением Госстандарта еще 21 февраля прошлого года. "Я на слушаниях в Думе сидел рядом со специалистами Госстандарта, обсуждал с ними необходимость создания методических рекомендаций, и никто не сказал мне, что они есть". При такой "информированности" немудрено, что проекты делаются, кому как покажется удобным, а потом застревают на первом же этаже власти.

    В общем, если учесть, что, по оценкам специалистов, нам надо будет принять около 800 регламентов, а пока ни один даже не дошел до стадии обсуждения в экспертной комиссии (всего же начата работа над 35 регламентами), ситуация выглядит критической. Особенно если учесть, что из-за реорганизации Правительства работа бывшего Госстандарта (в который пока не назначен даже руководитель) затормозилась. Между тем в соответствии с законом (статья 46, пункт 7) по истечении семилетнего срока все бывшие ГОСТы должны быть отменены и превращены в национальные стандарты, следование которым необязательно (до приема регламентов требования старых стандартов в части, касающейся жизни и здоровья людей, безопасности, охраны окружающей среды и предупреждения введения в заблуждение приобретателей, остаются обязательными). Так что там, где технические регламенты не будут приняты, не останется вообще никаких требований к безопасности продукции.

    - Между прочим, это лишь по незнанию может показаться, что предприниматели только обрадуются возможности не соблюдать никаких правил, - говорит эксперт по сертификации систем менеджмента качества и систем управления окружающей средой "Тест - Санкт-Петербург" Оксана Бабичева. - Они уже сами нахлебались этой "свободы". Мне часто приходится иметь дело с машиностроителями, так те говорят уже мне: "Куда ваши стандарты делись? Невозможно же так работать, когда винт одного завода не подходит к гайке другого". Между прочим, это касается технических требований, которые в технических регламентах по закону не прописываются. Оказывается, без стандартизации и на рынке плохо.

    Поделиться