05.04.2004 23:40
    Поделиться

    День юбилеев на ТВ

    Как Жириновский полез в карман за словом

    Гвоздем праздника стала программа Владимира Соловьева "К барьеру", где сошлись в непримиримой схватке мастера смеха Владимир Жириновский и Геннадий Хазанов.

    Перед началом в букмекерских конторах принимались ставки на исход поединка: десять к одному в пользу вице-спикера. Ему отдавали предпочтение и мои знакомые, друзья, коллеги, а также родственники. Наверное, я один поставил на Хазанова, который и победил "в интерактиве".

    Мне говорили: "Жиря - говорун-птица, переболтать его невозможно. Он по скорострельности слов кого угодно забьет... Он - политик-карикатура; его обсмеять невозможно. Это все равно, что дразнить свое отражение в кривом зеркале. Или ловить на слове Хлестакова.

    Не знаю, не знаю. Но уже после первого язвительного заявления Хазанова в том смысле, что он не партнер Жириновскому по галлюцинациям и что ему, Жириновскому, надо бы выучить географию, поднаторевший дуэлянт как-то обмяк, облокотился на барьер, выражение его лица стало несколько отсутствующим. До него, наверное, дошло, что он обречен стать в этот первоапрельский вечер посмешищем. А кулачного бойца Малышкина и стакана с апельсиновым соком поблизости не оказалось.

    Он еще по привычке грозил пародистам дорогой "Москва - Магадан", плел что-то про Театр эстрады, Манеж и Рейхстаг, подожженные человеком, похожим на Хазанова, но крыть ему было нечем. Владимир Соловьев, повидавший ВВЖ в деле, не скрыл изумления тем, что этот человек полез в карман за словом, а там - пусто.

    Мне до поединка говорили: "Хазанов нынче уж не тот, он не в форме, давно не выступал с "сольниками", завязал с пародиями и т.д., и т.п. А Жирик - великий эстрадный артист".

    Я (и тоже до поединка): "Да какой он артист, да что он умеет как артист! Симулировать темперамент, скандировать кричалки, сыпать оскорблениями, грозить Магаданом..."

    И оказался прав: рядом с Хазановым, реальным профессионалом в своем деле, он смотрелся как самонадеянный абитуриент, пытающийся поступить в кулинарный техникум.

    Я (после поединка): "Ну и что в этом вертопрахе похожего на эстрадного артиста? Ничего. Вот просто на полмизинца ничего похожего - и вдруг все: артист, артист! Ну кто первый выступил, что Жириновский - артист, гений?"

    Подозреваю, что Виктор Анпилов. Из зависти.

    Скромное очарование пролетарского вождя

    Его позвали на дневную программу про нашу жизнь "Принцип домино", судя по всему, для смеха. Она была посвящена светским будням нашей многострадальной буржуазной действительности. Среди участников оказались большие специалисты по сладкому времяпрепровождению. Но царицей бала явилась Ксения Собчак. Девушка с обложки. Ею любоваться должно... А Виктор Иванович Анпилов, едва войдя в студию и расположившись на мягком диванчике, стал брызгать на нее слюной классовой ненависти. В том смысле, что живет "блудница" не по средствам, вернее, живет по тем средствам, что ее покойный папа "награбил" в бытность своего мэрства в городе Санкт-Петербурге.

    Тут один наблюдательный стилист обратил внимание собравшихся на довольно качественный прикид вождя мирового пролетариата с целью польстить его вкусу - импортный костюм, дорогие туфли, золотые часы. "Вождь" стал нервничать и клясться, что ему это все подарили. Дальше последовала повесть о том, как итальянские коммунисты пригласили его к себе в гости, чтобы показать Венецию, и он как коммунист не смог позволить себе отказать в возможности приобщиться к сокровищнице мировой культуры.

    После приобщения ему подарили карнавальную масочку за $10 и в придачу к ней вот этот костюм. "А золотые часы мне не совсем подарили. Я давал интервью для одной телекомпании. Делаю я это обычно бесплатно, но на сей раз они решили меня отблагодарить".

    Что касается шикарных ботинок, то гулял он как-то по Тверской, зашел в обувной магазин, выбрал туфли, хотел заплатить, а хозяин-"афганец" говорит: "Не надо денег, носи, дорогой".

    В рекламной паузе телезрителей спросили: "Знаете ли вы, какими благодарными бывают ноги?.." Дальше известный клип.

    Теперь для меня мужская нога с зажатым между пальцами одеялом, нежно и заботливо укрывающая любимую женщину, -это благодарная нога Виктора Ивановича Анпилова.

    Олигархи, дети мои!

    Тем временем вся телевизионно-аналитическая элита России пыталась опознать руку классового врага Анпилова - Ходорковского Михаила Борисовича и дешифровать смысл его известного послания. Подлинно ли его рука? И что он хотел нам сказать?

    На всех телеплощадках послание было первополосной темой. О нем судили да рядили на "Свободе слова". О нем беседовали за стаканом апельсинового сока Владимир Соловьев с Ириной Хакамадой.

    Каким тугим узлом завязались эмоции и реакции на него!

    Более всего в эфире было сомнений в искренности зарешеченного олигарха. Говорили: вот выйдет из "Матросской тишины" - тогда и послушаем его. У меня лично ощущение, что наши аналитики упрощают коллизию. А я бы ее усложнил. Факт неволи еще ни о чем не говорит.

    В тюрьме написано, например, "Что делать?" Чернышевского - произведение, тоже в свое время наделавшее много шума в общественном мнении России. В чем-то оно было революционным, а в чем-то утопическим. Как и "Кризис либерализма в России" Ходорковского.

    В тюрьме сочинился "Дон Кихот" Сервантеса. После тюрьмы написаны самые великие романы Достоевского, которые можно было расценить (да так многие и расценивали) как предательство автором революционно-демократических идеалов Белинского, Герцена, Огарева, Грановского. И объяснение было напрашивающимся: человека сломали и все тут. Можно представить, какое бы письмо написал православному христианину, рабу божиему Федору неистовый Виссарион, доживи он до "Бесов".

    Слишком часто мы исходим из того, что чужая душа - хорошо освещенная передняя в твоей квартире. А где презумпция значительности человека?

    Как легкомыслен и беззаботен был граф Нехлюдов до судебного разбирательства по делу Катюши Масловой... А поди ж ты, взял и пошел за ней на поселение.

    Каким смешным, ничтожным и малодушным казался Степан Трофимович Верховенский в своем либерализме, в своем страхе перед правительством, а что-то такое с ним приключилось, что он с сумой пошел по России матушке. И не на Запад, как либералы, а в глубь, как почвенники. "Да здравствует большая дорога", - сказал он, правда, по-французски.

    Может, об этом, но своими словами написал Михаил Борисович Ходорковский в "Кризисе либерализма в России", размышляя над сакраментальным русским вопросом: "Что делать после того, как мы отпразднуем день дурака на поле чудес в телевизионном эфире?".

    Поделиться