План по реализации спиртного, спущенный сверху в числе одиннадцати прогнозных показателей, здесь начали активно претворять в жизнь с самых первых дней 2004 года. Начальники подсчитали, что если местный житель из каждых 600 заработанных им рублей приобретет бутылку белоголовой, то путь к процветанию будет открыт. Вынужденные обладатели «пузыря» потеряют всего ничего, а для района такая схема сулит весомую прибавку в виде части акцизов, которая останется в его бюджете.
Следующим шагом к цели стали регулярные выезды на места уполномоченных. По графику они наезжали в каждую школу, в фельдшерско-акушерский пункт и сельский клуб и убеждали сельчан помочь родному району. Народ хоть и роптал, но идти супротив руководства не решался.
А дальше все пошло по отработанной в недалеком прошлом схеме. В каждом магазине райпо появились списки. Напротив каждой фамилии – цифра, обозначающая количество бутылок, подлежащих приобретению по разнарядке. Люди приходили, называли место работы, фамилию и доставали авоську. Деньги же в кассах родных бухгалтерий они получали уже за вычетом цены выданных им емкостей с популярным напитком. Не желающие спиваться милиционеры, говорят, оказались смекалистее: заранее договорившись с продавцами, они покупали на виртуальную «водочную» сумму то, что им было нужно.
Но, к счастью, всерайонное шествие к алкоголизму продолжалось недолго.
– Мы стали получать жалобы, – говорит Николай Акимов. – По всему району долг по зарплате достиг почти 5 млн. рублей. Черный список возглавляет совхоз им. Желябова, где работникам недодали 850 тысяч рублей. Сельхозкооператив «Вязерский» лидирует по объему долга на каждого работника – 11 400 рублей.
Наивные работники сельских администраций, на которых возложено выполнение прогнозных показателей, понимали, что поступают не совсем корректно. Но при этом не подозревали, что своими действиями нарушали закон.
– Что интересно, формально частичная выдача зарплаты спиртным нигде документально не зафиксирована, будто и не было никакой водки, – продолжает прокурор района.
Действовала и доморощенная система оповещения: сельские руководители звонили друг другу и предупреждали о прокукурорской проверке. «Бывало, мы приезжаем в село, а местных начальников нет. Покинув свои кабинеты, они отсиживались в соседних. Не устраивать же обыск, – вздыхает прокурор. – Запуганные педагоги на все наши расспросы о водке делали удивленные глаза и отрицательно качали головами».
Согласно статье 131 Кодекса законов о труде, выплата зарплаты в виде спиртного, наркотических веществ, оружия не допускается. Инсарские чиновники до последнего времени этого «не знали». Теперь уже как виновные будут привлечены к административной ответственности и оштрафованы на сумму от 5 до 50 размеров минимальной оплаты труда. А в отношении двоих руководителей местных предприятий заведено производство о дисквалификации, то есть они могут быть освобождены от занимаемых должностей.
На днях инспектор Госинспекции труда в Мордовии Валерий Евстифейкин вернулся из командировки в Инсарском районе, где он провел проверку и оштрафовал виновных. «Пятеро руководителей заплатили из своего кармана по одной тысяче рублей. Уверен, впредь они не захотят зарабатывать акцизы в районный бюджет в ущерб бюджету семейному», – считает инспектор.
Как только прокуратура прикрыла «водочную лавочку», на малой родине главы республики Николая Меркушкина тут же развернулась борьба с самогонщиками. В созданные летучие группы вошли работники районной администрации, сельских советов, районной больницы, милиции, общественности. Повальные проверки дали результат: владельцы домашних винокурен оштрафованы. Это, конечно, не те суммы, что бюджет получал от акцизов, но хоть какая-то компенсация выбывших доходов…