Словом, птицефабрика хотела бы основать свой колледж или ПТУ, быть его хозяином или соучредителем. Специалисты подсчитали: им дешевле организовать новое учебное заведение, чем преобразовывать старое. Это как старый дом. Выгоднее сломать и построить заново, чем ремонтировать.
Для предпринимателей это уже реальная инвестиционная сфера, а не пожертвование. Они хотят, чтобы это было именно не государственное ПТУ, которому они помогают, а их собственное учебное заведение, где бы они сами не только установили оборудование, но и разработали программы, наняли преподавателей, платили бы им достойную зарплату. Возможно ли в России сегодня негосударственное ПТУ? Пока таких прецедентов не было. А почему бы и нет?
Если мы даем возможность человеку инвестировать в образование, то нужно дать ему и право осуществлять контроль. Подачки школе на бедность не исправят положения. Образование может стать инвестиционной сферой. И это отнюдь не означает, что бедные останутся за бортом. Наоборот, поиск талантливых ребят станет совершенно необходимой вещью.
Основная трудность заключается в том, чтобы помочь бизнес-сообществу изменить свое отношение к школе. Если посмотреть на образование глазами предпринимателей, то складывается очень неблагоприятная картина. По их мнению, это крайне консервативная система, которой управляют бюрократы. К тому же учреждения образования очень закрыты. Так эффективные организации не работают. Вполне естественно, что и бизнес им не доверяет.
Министерство должно перестать быть единственной структурой влияния на образование. Гражданское общество не может быть при ком-то. Тогда это уже не гражданское общество.
К сожалению, опыт РГГУ сыграл свою негативную роль. Но в принципе идти надо в этом направлении и рассматривать крупные образовательные проекты приоритетными для бизнеса.
Например, у муниципалитета нет денег на строительство школы. А если предприниматель ее построит и сдаст в аренду на 15 лет? Бизнесмены - за, а местное руководство - против. Говорят: "Как, это приватизация? А чье будет здание?"
Банковское сообщество пока еще не занимается кредитованием образования. Но сейчас это становится выгодным. Банкиры говорят, что готовы давать 10-летние кредиты под 12-14 процентов. Но они не смогут тогда стоять в стороне от образовательной политики. Это вполне понятный интерес инвестора.
Если сейчас не вовлечь бизнес в образовательную политику, то шансов у нашего образования нет. Оно превратится либо в институт призрения, либо в казарму.
компетентно
Евгений Гонтмахер, первый заместитель министра труда и социального развития:
- Образование находится в таком состоянии, что общество и бизнес не получают тех специалистов, на которых они рассчитывают.
Сегодня к школе предъявляется ряд требований со стороны общества. Но трудно рассчитывать на то, что эти запросы будут выполнены в полном объеме, так как зарплата учителя всего 2,6-2,9 тысячи рублей. Конечно, учительские зарплаты должны быть в разы больше. Иначе наше образование ждут черные времена. Молодые не идут в школу, а само образование стремительно опускается по ступенькам рейтингов.
Попечительские советы должны создать механизм, чтобы легально перечислять деньги на счета школ. Сегодня если это и происходит, то бюджетные ассигнования автоматически сокращаются. Необходимо подключить гражданские институты в качестве заказчиков изменений в образовании. Без образовательного сообщества реформа невозможна, но и внутри только образовательного сообщества она идти не может. Прежде всего потому, что она касается всех без исключения.