08.04.2004 00:30
    Поделиться

    Станислав Лем: терроризм обесценил технические достижения

    - Мы живем в мире, которым управляет информация. Она становится универсальным средством для достижения любых целей - политических, идеологических, экономических, военных. Подобно всем созданным до сих пор новым технологиям глобальный информационный обмен встает в ряд тех научно-технических достижений человечества, которые, появившись как великое благо, быстро превращались в разрушительное оружие. Ведь чем могущественнее противник, чем выше степень компьютеризации его систем управления, тем более он уязвим для меткого информационного удара.

    Умелому хакеру, сидящему где-нибудь в медвежьем углу за своим компьютером, при благоприятном стечении обстоятельств по силам парализовать весь гигантский молох американской промышленности. Спутниковая космическая разведка, производство и передача электрических мощностей, транспорт, судоходство и пр. становятся легкой мишенью для информационных атак. Это своего рода асимметричная стратегия, которую неразвитой мир способен взять на вооружение против мира развитого, ведь достаточно, чтобы компьютером умел виртуозно пользоваться один-единственный представитель какой-нибудь воинственной радикальной организации. Подобная стратегия не требует серьезных затрат, а вот эффективная защита от нападений такого рода - задача трудоемкая, технически сложная и крайне дорогостоящая.

    Более того, возможно, мы даже еще не осознаем, что за великие технические достижения могут вскоре быть применены в этом новом виде виртуальных военных действий и какой интеллектуальный потенциал будет использован противником. Ведь результаты почти всех технологических прорывов второй половины ХХ века быстро пополняли арсенал бога войны.

    В свое время считалось, что технологическое превосходство снабдит США "компьютерным щитом". Но терроризм в значительной степени обесценил технологический отрыв Америки, ибо электронные машины не могут угадать направление мыслей арабских террористов-самоубийц. Разум человека, тем более отравленный радикальной идеологией, невозможно разложить на цифровые элементы.

    Чудовищный разрыв в уровне жизни, в развитии Севера и Юга гораздо опаснее любых мыслимых технологий. Знаменитый американский политолог Фрэнсис Фукуяма, который в конце 1980-х констатировал "конец истории", завершающейся всеобщим торжеством либеральных ценностей (в эпоху обостряющейся войны с терроризмом подобные ожидания выглядят особенно наивными), выпустил недавно книгу "Наше постчеловеческое будущее". Он предупреждает об угрозах, которые несут с собой передовые биотехнологии, способные корректировать генетический код или пол эмбриона, лечить ранее неизлечимые болезни, значительно продлевать жизнь человека...

    Большая часть населения Земли, миллиарды нищих, которые живут, а точнее, вымирают на полдоллара в день, просто не в состоянии понять, каких это новых "постчеловеческих" угроз так боится исследователь из благополучной Америки. Они живут в другом мире, в другой эпохе, в другом измерении. Не "постчеловеческом", а нечеловеческом. Между тем только первая фаза создания системы противоракетной обороны США обойдется в 50 миллиардов долларов, один выстрел противоракеты стоит 100 миллионов. Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас.

    Американское вторжение в Ирак вызвало на нашей планете политическую перегруппировку глобального масштаба. Возникли противоречия даже в казавшемся нерушимым Североатлантическом альянсе, и пророчество профессора Самьюэла Хантингтона о неизбежном противостоянии цивилизаций становится угрожающе правдоподобным. Одна надежда: более отдаленные по времени политические события по-прежнему настолько непредсказуемы, что прогноз Хантингтона, быть может, все же не сбудется. Не случайно в прошлом веке, после позорного провала футурологии, родилась такая поговорка: "ничто не меняется так, как будущее".

    Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике", очередной номер которого выходит в ближайшие дни.

    Поделиться