Александра Пахмутова стала лауреатом премии Союзного государства

В Москве в Колонном зале Дома союзов отметили День единения народов России и Беларуси

 

 

Открывая торжественный вечер, председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, в частности, сказал:

- Определяющим фактором в объединении двух братских народов всегда были и будут неразрывные культурные и человеческие связи, общее духовное и историческое наследие. Главная гарантия нашего успеха - братство народов России и Беларуси. Сама жизнь подтвердила правильность выбранного пути нашими народами. Путь, пройденный за последние 8 лет, - это путь, ведущий вперед, к повышению благосостояния, к безопасности и защищенности, отвечающий реалиям наступившего века. Союзу России и Беларуси нет аналогов и нет альтернативы. Это наше общее прошлое, общее настоящее и общее будущее.

Посол Беларуси в России Владимир Григорьев огласил поздравление, направленное председателем Высшего Госсовета Союзного государства, Президентом Беларуси Александром Лукашенко. В свою очередь, Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин продолжил:

- Создание Россией и Беларусью единого государства в дальнейшем позволит восстановить все постсоветское пространство. Нынешний год станет решающим в интеграционном строительстве. Мы обязательно проведем референдум о Союзном государстве и в России, и в Беларуси, рассмотрим и примем Конституционный Акт, определим сроки выборов в парламент Союзного государства.

После приветственных слов были названы лауреаты премий Союзного государства в области литературы и искусства. Ими названы композитор Александра Пахмутова (Россия), художники Михаил Савицкий (Беларусь) и Валентин Сидоров (Россия). Здесь же, в зале, лауреатов тепло поздравили с союзной премией и вручили им огромные букеты цветов. Вышло это тепло, по-домашнему, без долгих речей. Зал рукоплескал лауреатам.

Церемония завершилась искрометным концертом, в котором приняли участие Надежда Бабкина и ансамбль "Русская песня", исполнившие песню "Наши любимые". Приехавший из Санкт-Петербурга Сергей Захаров подарил собравшимся русскую песню "Вдоль по Питерской" и романс "Гори, гори, моя звезда". Солистка Национального Большого театра оперы Республики Беларусь Елена Сало исполнила "Хабанеру". С "воздушным" вальсом выступил хореографический ансамбль из Беларуси "Чаровницы". И наконец новую музыкальную композицию "Навстречу друг другу" представили композитор Александра Пахмутова, поэт Николай Добронравов и ансамбль "Сябры" с художественным руководителем Анатолием Ярмоленко.

Александра Пахмутова: Благодаря "Песнярам" и Мулявину народ узнал и полюбил белорусскую песню

Корреспондент "СОЮЗа" поздравил Александру Пахмутову с премией Союзного государства и, воспользовавшись случаем, прямо на торжественном вечере взял у нее интервью.

- Мне хотелось бы поздравить всех читателей "СОЮЗа" с восьмой годовщиной Союзного государства, - сказала Александра Николаевна. - Для меня Россия и Беларусь всегда были Союзом. Мы связаны одной судьбой. Мы никогда не забудем, что в Великую Отечественную войну в Беларуси воевал весь народ, мы не забудем подвига белорусских партизан, того, что каждый четвертый житель республики погиб. В самые трагические моменты истории России рядом с ней была Беларусь. Этого забывать нельзя. Наше победное счастье тоже было совместное, и наступление на врага на Запад шло через Беларусь. Желаю самого большого счастья и успехов белорусскому народу. Мы будем дружить всегда, потому что наша общая жизнь - естественное состояние наших народов.

- Что для вас значит белорусская песня и белорусская музыка?

- Народную музыку Беларуси я слышала с детства. Позже эта любовь была закреплена дружбой с белорусскими музыкантами. Знакомство с белорусской музыкой не только России, но и для Советского Союза, и за его пределами началось с расцвета "Песняров" под управлением Владимира Мулявина. Вспоминаю замечательный всесоюзный конкурс на лучшее исполнение советской песни в 1973 году, который проводился в Минске. Я имела честь быть председателем его жюри. На конкурсе были впервые объявлены лауреаты среди вокально-инструментальных ансамблей. Единогласным решением жюри первую премию присудили ансамблю "Песняры". Вторую премию мы не дали никому - слишком огромен был разрыв между "Песнярами" и другими коллективами страны. Благодаря "Песнярам" и Владимиру Мулявину народ узнал и полюбил белорусскую песню. Она очень близка русской, ведь у нас одни корни. Музыка "Песняров" заставила нас полюбить белорусский язык, - очень ласковый, напевный, обаятельный. Такое впечатление, что на таком языке не могут разговаривать плохие люди.

- С кем вы сейчас дружите из белорусских музыкантов?

- В Беларуси у меня замечательный друг - выдающийся композитор Игорь Михайлович Лученок, человек, который отдал свой талант, душу и сердце развитию белорусской культуры, деятельности белорусского Союза композиторов. Он очень много сделал для дружбы наших народов и культур. Лученок проводил в Минске концерты дружбы, на которых мы всегда бываем.

- Вы встречались с Петром Машеровым...

- Для нас с Николаем Добронравовым было огромной радостью знакомство с Машеровым. После конкурса, о котором я уже говорила, где "Песняры" получили первую премию, Петр Миронович уговорил нас поехать в Беловежскую Пущу, где мы никогда не были. После той поездки мы и написали песню "Беловежская Пуща".

- На прошлогоднем "Золотом шлягере" в Могилеве я разговаривал с Игорем Лученком. Он вспомнил концерт в Кремле, посвященный юбилею комсомола, где встретился с Пахмутовой: "Александра Николаевна, - сказал Лученок, - надо бы посидеть за роялем, поиграть мелодии - послушать друг друга!" А она: "Игорь, ты первый, кто мне это предложил! Остальные как-то заняты своими проблемами, бизнесом, шоу-бизнесом..."

- Люди, которые занимаются бизнесом, видимо, считают, что в искусстве они сделали все. А в искусстве все сделать невозможно. Лученок работает все время! Совсем недавно он мне показывал свою новую, очень интересную песню. У нас есть с ним замечательный номер: дело в том, что некоторые песни Лученка перешли в разряд народных. Одна из таких - его "Белорусская полька". Эту польку мы играли с ним в четыре руки - и в Минске, и в московском зале Чайковского... В этом наша радость, в этом наша любовь к Беларуси.

- Александра Николаевна, в чем, на ваш взгляд, тайна русской, белорусской, и если шире - славянской песни?

- Тайна потому и является тайной, что открыть ее невозможно. На такой вопрос трудно ответить за три минуты до начала концерта. Этому ответу можно посвятить диссертацию. Или - жизнь! В ответе будет все - славянские корни, культура, история...

- Что вас не устраивает в нашей современной песне?

- Сейчас причина одна - не только у нас, но и во всем мире: деньги вышли из-под контроля и диктуют свои условия поведения людей, проведения концертов, телепередач, кинопродукции. До тех пор, пока те, кто вершит наши судьбы, не подчинят деньги воле, разуму, нравственности, - до тех пор ничего не образуется. Мы не знаем, может быть, сейчас на свете уже есть новый Шуберт, новый Чайковский... Но мы их не слышим, потому что деньги диктуют свои условия игры.

- С кем вы связываете свои надежды в нашей песне, нашей музыке?

- Трудно ответить. Я не всех знаю. Из тех, кого я слышала, отмечу замечательных композиторов Игоря Демарина, Олега Иванова...

- Стало быть, вы видите свет в конце тоннеля...

- Есть вещи, которые нельзя делать - это от нас не зависит. Но когда не делается то, что зависит от людей, - зачем говорить про свет в тоннеле? Нужно просто делать свое дело, совершать волевые усилия - и будет звучать русская и белорусская песня...

Не оставили мы без вопроса и постоянного спутника и соавтора Александры Пахмутовой поэта Николая Добронравова:

- Как вам и Александре Пахмутовой удается так долго - более трех десятилетий - работать в творческом тандеме? Бабель говорил Горькому о соавторстве: мол, нельзя играть на одной скрипке вдвоем...

- Мы не играем на одной скрипке. На скрипке, если говорить образно, играет Александра Николаевна, а я имею дело со словом, а не с музыкой. Что касается тандема, то трудно работать вместе в одной связке двум литераторам. У меня был такой опыт, когда в юности мы писали вместе с Сергеем Гребенниковым. Тем не менее что-то получалось. На вопрос о сотрудничестве вообще отвечать трудно. Лучше всего на него в свое время ответили Ильф и Петров... Что касается дуэта с Александрой Николаевной, то мы с ней всегда помним слова Антуана де Сент-Экзюпери из "Маленького принца": "Любить - это не значит смотреть друг на друга. Это значит - смотреть в одном направлении". К творческому союзу эти слова имеют самое прямое отношение. Важно смотреть в одном направлении. Это - тьфу-тьфу, чтобы не сглазить! - нам удается в жизни.

- Случается вам спорить?

- Обязательно! И часто, много, долго. И не только на творческие темы. Истина рождается в споре.

- Что чаще служит побудительным мотивом в создании песни - мелодия или стихи?

- Каждый раз по-разному. Не буду перечислять произведения, которые начинались со стихов или с музыки. Самое лучшее - когда вместе стоишь у истоков работы. Как говорил Станиславский, каждая роль - это система с самого начала. Создавая каждую песню, надо начинать с самого начала и по-новому.

Беседовал Александр Щуплов