Налоги с продаж одной из самой доходной составляющей бюджета падают – в первом квартале нынешнего года мимо казны, по оценкам правоохранительных органов, «уплыли» более пяти миллионов рублей. Растет и число погибших от неумеренного потребления некачественного зелья: в 2000 году область потеряла 173 человека, в 2003-м – 519.
И снова перед властью и обществом встает традиционный для России вопрос: что делать? По признанию главного санитарного врача области Михаила Чубирко, прок от тех мер, которые принимаются, небольшой. Штрафами теневиков не испугаешь, да и наказывают за провинность обычно только продавцов. Хозяева павильонов, киосков, магазинов, распивочных и прочих точек, где днем, а больше того ночью без опаски торгуют левым спиртным, остаются как бы вне подозрений. Почему, нетрудно догадаться с первого раза.
Городские власти были обвинены в неограниченной выдаче разрешений на открытие торговых точек. Лицензионная палата, не оглядываясь, всякий раз подтверждает выданные лицензии. В результате на бойких местах областного и районных центров рядом со стационарными магазинами, торгующими спиртным, наблюдается скопление павильонов и палаток с набором бутылей вина и водки. Меж ними идет жесткая конкуренция за выживание, но отнюдь не на пользу потребителей, как диктуют неписаные рыночные истины. Стоимость, если и снижается, то на некачественный самопальный товар. 15-17 рублей за поллитровку – красная цена жидкости, опасной для здоровья. Но именно она и привлекает выпивох. Даже ночью, во время проверки закромов одного из винных павильонов на улице Пешестрелецкой, в дверь упорно стучали постоянные клиенты, а сердобольная продавщица, не глядя на присутствие людей в погонах, подробно объясняла страдальцам адреса, по каким они могут купить пол-литра в этот поздний час. Милиция привлекает к таким проверкам санитарных врачей. Из 585 проб 505 не отвечают гигиеническим нормативам, а триста – вообще опасны для здоровья. Вот свежий пример: в одном из киосков правоохранительные органы обнаружили «паленую» водку, разлитую в пол-литровые полиэтиленовые бутылки из-под минеральной воды. Продавался этот «самопал» по 17 рублей за пол-литра, а хранился в холщовых мешках, перевязанных бечевкой. Еще в двух близлежащих киосках алкоголь реализовывали по 15 рублей за бутылку и на розлив – 4 рубля за 100 граммов. На бутылках были наклеены этикетки с наименованиями «Водка русская» и «Водка эксклюзивная» крепостью 40 градусов, но без каких бы то ни было маркировочных реквизитов. Лабораторный анализ водки показал в ней наличие яда – диэтилфлотата. Этот яд относится ко второму классу опасности и поражает центральную нервную систему, дыхательные пути, печень и почки. Накопление диэтилфлотата в организме приводит к необратимым изменениям и, как правило, заканчивается смертью.
Более пяти тысяч предприятий торговли области продают спиртное. Это число не укладывается ни в какие рамки ни по нормативам размещения, ни по здравому смыслу. И число торговых точек продолжает множиться. Если власти закроют одну-две провинившихся, на их месте появляются четыре.
Руководитель отдела областной лицензионной палаты Сергей Сморчков считает, что пресечь каналы поставок фальсифицированной алкогольной продукции и ликвидировать их нелегальные производства в принципе возможно. Партии такого товара продаются, как правило, по одним и тем же адресам, хорошо известным правоохранительным органам: мини-рынок в микрорайоне ВАИ, поселок Придонской, некоторые павильоны Советского района и т. д. Но контролеры там бывают нечасто. Обходят вниманием и оптовые склады, а там, по мнению Чубирко, дела творятся всякие.
Одним словом, разгул в торговле нелегальным спиртным, опасность которого не вызывает сомнений, дальше продолжаться не может.