09.04.2004 17:28
    Поделиться

    ЮФО. Солдатом можешь ты не быть

    На днях военкоматы примут решение о судьбе каждого "альтернативщика" общество

    Вам дорога на БАМ
    Ростов-на-Дону

    За сутки до окончания приема документов на альтернативную службу на военкомат Ростовской области обрушился шквал заявлений призывников, не желающих служить с оружием в руках. Всего подано 56 заявлений. Двадцать из них поступили 31 марта — в последний день подачи документов. Словно опомнившись, юноши бросились строчить заявления. Как не без ехидства сказал один из сотрудников военкомата, "они примчались к нам, как ошпаренные".

    Но сама по себе бумага с просьбой направить на альтернативную службу не гарантирует исполнения желания.

    — Не все призывники будут проходить службу на альтернативной основе, — пояснил "РГ" военный комиссар Ростовской области генерал-майор Валерий Шпак. — Их ждет отсев. Призывные комиссии рассмотрят поданные заявления и примут решение, кого направлять на альтернативную службу, а кто пойдет служить в ряды Вооруженных Сил.

    По словам военкома, альтернативщики не останутся жить и работать в Ростовской области, а будут направлены в другие регионы. Только некоторых комиссия по семейным обстоятельствам оставит служить неподалеку от дома.

    — Ребят будут направлять на стройки и предприятия в азиатской части России, — сказал Валерий Шпак. — В основном, это будут объекты Байкало-Амурской магистрали и предприятия топливной энергетики на Дальнем Востоке и в Сибири.

    Кто меня научит?
    Астрахань

    В Астраханской области — 177 предприятий, на которых возможно прохождение альтернативной службы. Дворники и подсобные рабочие — самые распространенные вакансии. Зарплата, как говорил Жванецкий, "хорошая, но маленькая" — 600 рублей.

    Санитарам в домах для престарелых платят больше — от 850 до 1145 рублей в месяц. Но здесь требуют умения оказывать помощь пожилым. Для получения работы водителя обязателен неплохой опыт вождения. Читаем по списку дальше… Слесари, сантехники, плотники, электрики, механики, даже социальные педагоги — везде необходимо хотя бы среднее специальное или неполное высшее образование. Впрочем, некоторые работодатели согласны ребят обучить.

    Вот уж где позарез нужны трудяги, так это на разделке рыбы. И платят больше других — в среднем 2,5 тысячи рублей. Но здесь работа — не из легких. Не каждый выдержит хотя бы одну смену в морозильном отделении, когда больно колешь пальцы об острые плавники, радуясь хотя бы тому, что кровь не течет — застывает на холоде… И так четыре года подряд.

    — Не знаем, как в других регионах, а у нас желающих проходить альтернативную гражданскую службу нет, — говорит начальник отдела призывов военного комиссариата Астраханской области Сергей Калюжный. — С тех пор, как вступил в силу закон, в райвоенкоматы не пришло ни одного заявления.

    Повоюем с грязью на Мамаевом кургане
    Волгоград

    Для прохождения альтернативной службы в Волгоградской области определены 18 предприятий. Массовые сокращения, прошедшие в прошлом году на крупнейших предприятиях, мало располагают к приему рабочих рук, пусть и самых дешевых. Даже дипломированные специалисты остаются "за бортом". Что уж тут говорить о призывниках-"альтернативщиках", не имеющих ни специальности, ни опыта?

    Центр реабилитации детей с церебральным параличом, психоневрологический интернат, психиатрическая больница — здесь ждут альтернативщиков. В том же списке и музей-заповедник "Старая Сарепта", и мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Чем конкретно могут помочь Матери-Родине ее "альтернативные" сыновья? Разве что дворницкой метлой, наводя чистоту за 900 рублей в месяц.

    Впрочем, пока что желающих пройти "альтернативку" в области немного — чуть больше пятидесяти человек. В прошлом году на четыре тысячи новобранцев пришлось почти двести "уклонистов". Были среди них и те, кто желал пройти "альтернативку". Например, в Кировском районе таких оказалось шесть человек. И что же? Двух удалось убедить пойти в армию по общему приказу, два призывника не попали в армейскую казарму по состоянию здоровья, а еще двоим инкриминировано уклонение от прохождения срочной воинской службы.

    Без страховки и надзора
    Ставрополь

    По началу от предприятий края поступили заявки на 2310 рабочих мест. Но после того как потребовалось заполнить формы по приему молодых людей на работу, осталось лишь 326 рабочих мест: большинство работодателей сочло требования по организации труда "альтернативщиков" чрезмерными.

    К примеру, никто из работодателей не захотел брать на себя обязательства оплачивать такому работнику во время отпуска дорогу домой. Хотя закон обещает ему эти деньги возместить, механизм пока не отработан.

    В краевом министерстве труда и социального развития создан специальный отдел, который в соответствии с новым законом занимается подготовкой рабочих мест для "альтернативщиков". Как рассказывает корреспонденту "РГ" начальник отдела Виктор Шевцов, уже сейчас возникает множество проблем.

    Никто пока не знает, кто будет осуществлять надзор за дисциплиной и режимом служащего, кто будет страховать альтернативного гражданского служащего от несчастных случаев, как это делают с солдатами военно-страховые компании. Другая проблема: "альтернативщик" вступает в трудовые отношения с работодателем, который по закону может его и уволить. Как в таких случаях быть?

    Но самой большой проблемой станет обеспечение "альтернативщика" жильем. Лишь пять предприятий, причем из сельской местности, готовы предоставить им место в общежитии.

    Всего в крайвоенкомат поступило 150 заявлений от призывников, желающих заменить военную службу на ее альтернативный вариант. Как сказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника отдела призывов краевого военкомата Анатолий Новиков, большинство из этих призывников исповедует веру, запрещающую им брать в руки оружие.

    Как заглянуть человеку в душу
    Нальчик

    Первое заявление от "альтернативщика" поступило в военкомат Кабардино-Балкарии еще в 1998 году. Сегодня таких заявлений здесь всего десять. Однако попытки сотрудников военкомата лично встретиться с "альтернативщиками" не увенчались успехом. "Они скрываются и служить не хотят даже альтернативно", — говорят военные.

    И правда, по телефону, указанному в личном деле одного из них, ответили: "Он здесь не проживает, как его найти, не знаю". По домашнему адресу другого просто не открыли дверь. Встретиться удалось лишь с одним — Мироном Рукосуевым.

    Работает парень в строительной бригаде. У него большая семья: две старшие сестры и младший брат. Вся семья принадлежит к одной из религиозных конфессий. Юноша говорит, что сама мысль о том, что он может попасть в ряды Вооруженных Сил, кажется ему абсурдной. О том, что будет говорить призывной комиссии, Мирон думает уже сейчас:

    — Наверное, просто приведу цитаты из Библии.

    Озадачены предстоящим собеседованием и члены призывной комиссии:

    — Как наверняка определить, что для конкретного парня служба в рядах Вооруженных Сил действительно неприемлема? — размышляет начальник отделения Нальчикского городского военкомата Василий Садовой. — И родители, и друзья могут подтвердить его религиозность. А человеку в душу все равно не заглянешь!

    Поделиться