Карлос Феррейра подвел итоги первого этапа подготовки проекта, под который выделено 140 миллионов долларов, а также принял участие в переговорах, касающихся второго этапа. В этом году предусмотрено провести 8 тендеров на заключение крупных контрактов.
Первыми результатами Феррейра остался доволен: "Все необходимые документы подготовлены качественно, тщательно подобраны консультанты, в ГТК России понимают, что нужно делать и каков в итоге будет результат". Он выразил некоторую озабоченность тем, что перестройка Правительства может немного отодвинуть окончательные сроки претворения проекта в жизнь.Однако Феррейра заметил, что пока, по его наблюдениям, набирающая обороты административная реформа никак не препятствует реализации проекта и возможно, что его сиюминутное беспокойство - лишь проявление его собственной осторожной натуры.
Соглашение, по которому Всемирный банк предоставляет России 140 миллионов долларов на глобальную модернизацию российской таможенной службы, вступило в силу 31 октября 2003 года. Проект затрагивает все аспекты деятельности таможенной системы и предусматривает разработку и внедрение новых программных продуктов, поставку оборудования и общесистемного программного обеспечения для обновления парка вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, подготовку и обучение рядовых таможенников, реформу управления. Практически речь идет о создании новой системы, которая в идеале позволит внедрить принятую в развитых странах практику оформления внешнеторговых грузов, улучшит инвестиционный климат в стране, будет способствовать повышению законопослушности налогоплательщиков, даст дополнительный фискальный эффект. Создание такой системы позволит в десять раз сократить количество досмотров грузов. Это значит, что уменьшится время прохождения таможенных процедур, увеличится грузопоток, а следовательно, значительно возрастет поступление средств в государственный бюджет.
Каждые полгода представители банка намерены проверять эффективность работы русской дирекции проекта. Визит Феррейры - первый в таком роде, и пока серьезных поводов для беспокойства у банкиров нет.
- С нашей точки зрения, темпы реализации проекта на первоначальной стадии просто прекрасные, и существуют признаки того, что мы сможем двигаться быстрее. Так, вполне возможно, что первый этап, рассчитанный на шесть с половиной лет, может закончиться раньше, а значит, и финансирование пойдет быстрее, - прокомментировал итоги визита Карлос Феррейра.
В свою очередь, руководство ГТК России ставит перед собой задачу завершить все основные мероприятия проекта за 4 года, что соответствует Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы.
По кредитному соглашению деньги перечисляются только после того, как представители банка убедятся в полной готовности к реализации того или иного пункта программы. Эксперты Всемирного банка следят не только за соблюдением духа и буквы проекта, но и контролируют результат.
- Результат - основной критерий оценки проделанной работы, - сказал Карлос Феррейра. - Надеюсь, в России у нас разочарований не будет. Здесь, как я убедился, очень тщательно относятся к подбору консультантов, работе с оборудованием и кадрами. Последнее особенно важно, поскольку человеческий фактор играет все более важную роль в деятельности ГТК. В целом к непосредственным исполнителям проекта с российской стороны у иностранного куратора претензий нет.