Воронеж. Очень серьезный шут

 – В последние годы я не могу нормально отмечать день рожденья, – признался артист. – Всевозможные «юморины» начинаются в середине марта и продолжаются до середины апреля…

 

– Святослав, вы что-то ожидали от воронежской публики сегодня? И оправдались ли ваши ожидания?

 

– Наше расставание было трогательным – зрители неожиданно для меня принялись аплодировать стоя…Свою публику я очень люблю, я живу для нее. Последние восемь лет, кстати, у меня не было отпуска – сплошные выступления. Как только у меня появляется текст монолога, я спешу скорее представить его на суд слушателей, порадовать их и узнать их мнение. Хочу, чтобы зритель смеялся и думал. Ведь даже шутки, так сказать, «ниже пояса», могут работать на высокую идею. Например, монолог о генеральном директоре, о смерти которого никто не сожалел. Уборщица вспоминает своего босса словами: «Он так любил чистоту! Как узнает, что в туалете чисто, придет и нагадит…». Смешно и грустно. А смысл в том, что об этом человеке и после его смерти нельзя сказать ничего хорошего, как не пытайся. И над этим следует поразмыслить. Если это шутовство – то довольно серьезное. Мои шутки могут быть на грани фола. Но – не за гранью! Хочу заметить, что в театре и в кино говорится и показывается «ниже пояса» намного больше, чем на всей нашей эстраде – если брать в расчет артистов разговорного жанра.

 

– Вы стали одним из «законодателей мод» по пришествию юмористов в политику – баллотировались в Государственную думу от Ярославской области. Ваш коллега Михаил Евдокимов успешно продолжил начатое, победив на выборах губернатора Алтайского края. Что это за поветрие? До смеха ли в политике…

 

– У меня ведь это не первый опыт. В свое время, когда еще жил и работал в Воронеже, баллотировался в городскую Думу – мне и тогда это было интересно. А в Ярославле… Там есть одна компания, занимающаяся организацией концертов – они-то и предложили мне попробовать себя в этом качестве. Пришлось столкнуться и с противодействием, и с выпадами конкурентов…Как бы то ни было – политическая кухня теперь для меня приоткрыта. После ярославского опыта у меня возникла идея – написать пьесу о народном избраннике, который не в силах пройти в Государственную думу, не имея денег и не являясь членом какой-то популярной партии. А победа Михаила Евдокимова, на мой взгляд, – настоящее торжество добра. Евдокимов – человек, глубоко болеющий за свой народ и переживающий за судьбу Алтайского края.

 

– Однажды вы сказали, что всех юмористов воспринимаете как учителей. А чему конкретно вы учитесь у коллег по цеху? И с кем из них вас связывают дружеские отношения?

 

– Абсолютно всех юмористов я воспринимаю как своих учителей. Например, братья Пономаренко мне нравятся концептуальным отсутствием пошлости. В этом плане они являются для меня эталоном. Владимир Винокур – совершенно свободный человек, он никого и нечего не боится. Этому у него можно поучиться. Я дружен с Ветровым и Евдокимовым. С Задорновым у нас теплые отношения – мы обсуждаем прочитанные книги. Я читаю ему свои стихи – пишу, в основном, лирику, и какие-то философские вещи, не юмористические. Хотя и веселые стихи я тоже могу написать – по настроению.

 

– За девять лет жизни в Москве почувствовали себя столичным жителем?

 

– Я ведь долго собирался в Москву... Ездил несколько раз туда-сюда, пытаясь понять, смогу ли я там работать. Был момент, хотел вернуться в Воронеж. Но когда появились эфиры и концерты, я понял, что смогу работать в столице – творческие данные у меня есть. Хотя возникали сложности из-за того, что в Москве достаточно сложно адаптироваться. Немало ведь примеров – ради карьерного роста люди вовсю работают локтями, идут по трупам, предают близких товарищей… Но главное, что в столице у меня есть друзья, к которым всегда могу обратиться за помощью – и получить ее искренне и бескорыстно…