По мнению Конституционного суда, неопределенность и неясность обжалованных положений КТМ РФ может породить противоречивую правоприменительную практику. Поэтому некоторые положения Кодекса торгового мореплавания РФ необходимо привести в соответствие с Конституцией.
Проще говоря, КС принял решение, значительно расширяющее деятельность негосударственных лоцманов. Действительно, до сих пор интересы частных лоцманов нередко ущемлялись. Круг их деятельности был ограничен. Негосударственные лоцманские службы действовали в 16 российских портах, а в 28 портах, в том числе в самых крупных - Санкт-Петербурге, Новороссийске, Мурманске и Калининграде, - работали исключительно государственные морские проводники. Нынешнее решение Конституционного суда должно поменять ситуацию, предоставив частному бизнесу больше возможностей для честной конкуренции. И это нормально в условиях рыночной экономики.
Вместе с тем не допустить бы теперь крутых шараханий на курсе - они тоже чреваты. Все отдать на откуп частнику, полностью отказаться государству от ответственности - этого не позволяют себе даже страны с традиционно рыночной экономикой. Ведь порт порту - рознь. Как заявил в интервью нашему корреспонденту исполнительный директор ФГУП "Росморпорт" Николай Хвощинский, в отдельных стратегических портах, где сосредоточены не только коммерческие, но и, например, оборонные и другие государственные интересы, более надежную работу способны обеспечить только государственные лоцманы. "Здесь нет конфликта частника и государства, - считает Хвощинский, - просто из-за своей организационно-правовой формы частный лоцман всегда может отказаться выполнять работу, и никаких способов на него повлиять нет".
Подобная ситуация уже наблюдалась в августе 2001 года. Тогда забастовка АНО "Морские лоцманы Санкт-Петербурга" привела практически к парализации деятельности морского порта Санкт-Петербурга: простаивали погрузчики, бригады докеров, были нарушены сроки поставки грузов. За время забастовки прямые убытки ОАО "Морской порт" составили около 450 тысяч долларов в день. Естественно, что забастовка была связана с финансовой стороной вопроса - ведь, работая в коммерческих структурах, лоцманы имели возможность зарабатывать больше. Примечательно, что после обещания высоких зарплат на аналогичной службе в госсекторе забастовка прекратилась, и большинство частных лоцманов перешло на работу в структуру морской администрации порта, то есть под государственное крыло.
Организация лоцманской проводки морских судов является не только насущной необходимостью, но и одним из способов выполнения Российской Федерацией своих обязательств по международным договорам, сам же морской лоцман - значимая фигура в системе выполнения этих обязательств. Поэтому в подавляющем большинстве стран и в международной практике все, что связано с безопасностью транспорта, относится к прерогативам государства.
Отметим, что ряд морских портов, среди которых Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград, Новороссийск, имеет смежные акватории с военно-морскими базами, поэтому прекращение в них государственной лоцманской организацией своей деятельности может привести к тяжелым экономическим последствиям и созданию условий, способствующих росту аварийных происшествий с судами. Что же касается портов, скажем так, не первой величины, которые не работают со стратегическими грузами, там конкуренция не представляет опасности.
Каково дальнейшее развитие ситуации? Понятно, что Кодекс торгового мореплавания должен меняться. Как найти ту лоцию, ту золотую середину, где нет противоречий между интересами государства и бизнеса? Как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе Министерства транспорта и связи: "В настоящий момент Министерством не получен текст постановления Конституционного суда о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания и постановления Правительства от 17 июля 2001 г. N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов". Министерство в пределах своей компетенции и в соответствии с существующими процедурами примет участие в работе по внесению соответствующих изменений в пункт 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания. Поправки будут подготовлены с учетом необходимости обеспечить безопасность мореплавания". Думается, что при решении этой проблемы государство будет и впредь руководствоваться интересами обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды.