- Давид Федорович, как работает композитор перед значительным концертом?
- То, что зрители увидят, это - авторский концерт, где я помимо того, что композитор, еще и музыкальный руководитель всего проекта. Для артистов я делаю новые аранжировки и с каждым исполнителем работаю по-разному. Например, Надежда Бабкина готовит совсем новую вещь, которую будет исполнять впервые. Тратит на подготовку много времени, часто приглашает меня в студию, где записывается песня.
- То есть вы еще и выступаете в роли педагога?
- Я не хочу сказать, что кого-то учу. Мы с исполнителями советуемся на равных. Наша общая задача, чтобы певец на сцене чувствовал себя в своей тарелке. Вот, скажем, Валерий Леонтьев подготовил песню "Короли, валеты и тройки" на стихи Иннокентия Анненского заранее и уже успел ее "обкатать" на концертах. А некоторые исполнители готовят сами, предлагают свои обработки и порой получаются весьма неожиданные оригинальные решения.
- Скажите, а как себя чувствует композитор, что называется, на вершине славы: все цели достигнуты, все мечты исполнились, все звезды стремятся исполнять ваши песни?
- Вопрос немного абстрактный. В жизни все гораздо проще. Мы каждый день встаем, завтракаем, работаем... Не до таких ощущений. Но полученное образование позволяет мне пробовать себя в разных направлениях. Например, сейчас меня больше интересует классическая музыка, камерный театр.
- Вы несколько лет назад уехали в Германию и какое-то время прожили в Кельне. Потом вернулись в Москву. Вы сейчас живете, как говорится, на два дома или нет?
- Мы живем в Москве. Иногда выезжаем за границу - на отдых, по делам. В Германии сейчас бываем редко. По роду моей деятельности я должен работать здесь, потому что чувствую - мое творчество востребовано. Люди хотят слушать мелодичную музыку. Им нравятся и старые песни, которые стали классикой. Я сейчас имею в виду и других композиторов. Поэтому и на предстоящих концертах прозвучит много старых песен, но в исполнении новых певцов. Так, будет исполнен весь репертуар замечательного певца Валерия Ободзинского. Его песни споют и Александр Маршал, и Николай Басков, и Сергей Мазаев.
- Кстати, о новых исполнителях - как вы относитесь к сегодняшней "попсе"?
- Вы знаете, я склонен принимать вещи такими, какие они есть. В мое время многие мои песни считались несерьезными. По поводу песен "Эти глаза напротив" и "Последняя электричка" в газетах были такие штампы: "бездумные", "однодневки". Жизнь показала, что термин "однодневки" оказался неверным. Так что время все поставит на свои места - отберет лучшее. Я бы не стал спорить со временем. Случайностей не бывает.
- Вы написали более 200 песен, и многие из них со временем стали поистине народными. Например, "День Победы". Как вам удалось написать во многом "официальные" произведения, которые будят в людях столь сильные чувства?
- Мне действительно удалось сделать несколько вещей "Я люблю тебя, Россия", "Притяжение земли", "Ненаглядная сторона", "День Победы". Эти песни, сделанные по социальному заказу того времени, звучат и сегодня, потому что они были сделаны искренне, от всей души. А людям нужно именно это. И потом - нужно просто писать честно, а народ сам выберет себе песню.
- Ваш диск "По волне моей памяти" был невероятно популярен в свое время. Как вы думаете, сегодня такой диск считался бы элитарным?
- Этот диск появился в определенных условиях рынка, которого как такового тогда не существовало. Он разошелся огромными тиражами практически без рекламы, которой тогда не было. Даже официозного представления, принятого в те годы, - не было. Вероятно, этот диск попал в точку, потому что заполнял собой некий образовавшийся вакуум. Это был нужный момент для его появления.
Сегодня популяризация формируется по другим принципам. Трудно представить себе, чтобы знаменитой стала песня, в которую бы не были вложены определенные средства. С точки зрения оптимиста, я лишь могу заметить, что яркая индивидуальность, талант всегда пробиваются. Я сейчас сделал большой цикл на стихи Бориса Поплавского. Это - поэт парижской эмиграции 20-х годов прошлого века. Ряд своих песен я исполняю сам и вот для этого цикла не нашел пока исполнителя.
- Будет ли этот цикл представлен на концертах в Кремле?
- Нет, не будет. Это предмет специального проекта. Так называемый "неформат". Я пока таких концертов не планирую, но мысли есть - сделать вечера малоизвестных произведений.
- Вам нравится писать для современных спектаклей, например, для такого, как "Мадлен, спокойно!"
- Я доволен этой работой. Все песни писались специально для Людмилы Марковны Гурченко. Она - прекрасная артистка. А какие поэты - Федор Сологуб, Марина Цветаева, Анна Ахматова...