12.04.2004 04:00
    Поделиться

    Марк Медиш о России и США

    Отношения между Россией и США в случае победы Джона Керри

    Нужна новая система власти

    Для российских лидеров пришло время взять на вооружение принципиально новую систему власти. Путину, которого поддерживают большинство россиян, выпал исторический шанс. Ведь история показывает: именно демократия позволяет принимать более разумные, сбалансированные, более легитимные, а главное - понятные для всех решения. Чем меньше споров и обсуждений, чем менее прозрачен процесс принятия решений, тем выше фактор непредсказуемости, а значит, и нестабильности. Смена парадигмы власти - это не формальная, не техническая задача. Она не сводится лишь к повышению эффективности управления или реформе Правительства. Это концептуальный, философский вопрос, ответ на который определяет путь развития страны на столетия вперед.

    У Америки и Запада в целом есть два стратегических комплекса интересов в отношении Москвы. Конечно, им нужна стабильная и предсказуемая Россия. Хаотичная и непредсказуемая страна создает угрозу и для самих россиян, и для всего окружающего их мира. Но, с другой стороны, трансатлантическое сообщество крайне заинтересовано в том, чтобы Россия стала членом единой семьи демократических государств. На наш взгляд, именно эта интеграция укрепит стабильность в России. Две цели - одна практическая, другая философская - совпадают, и в этом обе крупнейшие политические партии США придерживаются общей позиции.

    Кстати, многие кремлевские стратеги считают, что Москве легче работать с республиканцами. Те, мол, более предсказуемы, а вот придут демократы - и опять начнутся бесконечные упреки в нарушении прав человека, вновь во весь рост поднимется проблема Чечни. Что касается представления о том, что республиканцы будто бы более предсказуемы в своей внешней политике, чем демократы, то это старый миф. Он и раньше был довольно далек от реальности, нынешняя же администрация Белого дома и вовсе его разрушила. Это самая идеологизированная администрация в истории США. Буш-младший отошел от традиционного республиканского курса. Между политикой Билла Клинтона и Джорджа Буша-старшего на деле много больше общего, чем у каждого из них с сегодняшней командой. И Клинтон, и Буш-старший в целом были центристами, а теперешние хозяева Белого дома проводят радикальную политику, которая не перестает поражать мир. Едва ли демократический президент, если он придет к власти, сможет преподнести России больше сюрпризов, чем Джордж Буш-младший.

    Подходы Клинтона и Буша-младшего к внешней политике принципиально отличаются друг от друга. Клинтоновская стратегия была глобалистской, ориентированной на успех, достигаемый на основе международного согласия. Люди Клинтона активно вели себя в странах с развивающимися рынками, содействуя установлению там оптимальной схемы хозяйствования, которая по возможности предотвращала бы кризисы. Позиция Буша: Америку не особенно волнует, что происходит в других государствах, пусть они сами учатся решать свои проблемы.

    Политика Клинтона была правильной

    В отношении России Клинтон проводил "фьючерсную" политику. Иными словами, его не слишком интересовали ни прошлое, ни даже настоящее этой страны. Зато ему отчаянно хотелось представить себе Россию будущего.

    Влиятельные республиканцы не устают обвинять Клинтона в том, что он "потерял Россию". Но я по-прежнему убежден, что российская политика Клинтона была правильной. Хотя бы потому, что она была лучшим из имевшихся вариантов. Конечно, оглядываясь назад, хочется многое, особенно в сфере экономики и финансов, сделать иначе. По-другому следовало подойти к принципам предоставления кредитов со стороны МВФ, Всемирного банка. Мы могли бы оказать массированную поддержку рублю за полгода-год до августовского краха 1998-го. Надо было добиваться от российских властей постепенной девальвации рубля, вместо того чтобы искусственно поддерживать его нереально высокий курс.

    Мы не снимаем с себя ответственности, но влияние иностранных советников не стоит переоценивать. В конечном итоге все зависело от политической воли Москвы. Наши советники так и не смогли убедить российских реформаторов в опасности сильного рубля, борьба за твердый рубль была для последних чем-то вроде Сталинградской битвы.

    Команда Клинтона пошла на значительный риск, поддержав российские реформы в том виде, как они реализовывались в 1990-е годы. Возможно, этот риск не всегда был оправданным. Но со стратегической точки зрения курс был верным. Благодаря нашей помощи Россия выиграла время, получила пространство для маневра при осуществлении болезненных, но необходимых преобразований. Еще несколько лет назад все боялись прихода к власти коммунистов. Сейчас такой угрозы уже не существует, и хотя появились другие опасения, они все же характерны для более зрелого в политическом отношении общества.

    За время правления Буша-младшего диалог между обеими странами сузился до предела. Сегодня он фактически ограничивается обсуждением вопросов безопасности. Когда-то Кондолиза Райс, нынешний помощник президента по национальной безопасности, резко критиковала Билла Клинтона за то, что он установил излишне тесный личный контакт с Борисом Ельциным. А что мы видим сейчас? Все отношения между США и Россией сведены исключительно к личным отношениям между Бушем и Путиным! Диалог же между правительствами или на любом другом уровне вовсе не ведется.

    Мало того, даже личные контакты Буша с российским коллегой развиваются по самой примитивной схеме: что вы можете дать нам и что мы дадим в ответ? И так по каждой глобальной проблеме, затрагивающей обе страны. Это поразительно убогий, нестратегический подход, просто-таки унизительный для взаимоотношений между двумя великими державами. Команда Буша готова решать все мировые проблемы, опираясь только на силу и могущество страны. Но в Америке есть и другая, более центристская позиция: сила - важный, но далеко не единственный инструмент внешней политики.

    Мы вернемся к диалогу с Россией

    В случае прихода в Белый дом демократической администрации следует ожидать возврата к практике более сбалансированного и более широкого диалога с Россией. Возможно, этот диалог не всегда будет приятен Кремлю. Но это будет серьезный и честный разговор, а не просто заглядывание в глаза Владимиру Путину, как это делает Джордж Буш-младший.

    Политикам очень многих стран грозит сегодня общая опасность - поддаться соблазну простых решений. Иногда даже может показаться, что следование демократическим нормам и процедурам мешает предпринимать действия, необходимые для блага нации. Да, демократия - это сложная форма организации общества, она предусматривает постоянную борьбу взглядов и мнений, необходимость доказывать свою правоту. Но отход от демократических принципов, чем бы его ни оправдывали, все равно в конечном итоге ведет к ошибкам и поражениям.

    Досье "РГ"

    Автор - советник по внешней политике кандидата в президенты США от Демократической партии Джона Керри. В 1994-2001 годах работал в администрации Билла Клинтона, в том числе в период с 2000-го по 2001 год - в качестве специального советника президента по России и странам СНГ.

    Полностью статья Марка Медиша публикуется в журнале "Россия в глобальной политике", очередной номер которого выходит на днях.

    Поделиться