Закон с 1934 года требует от швейцарских банков соблюдения тайны вкладов их клиентов. Банкам - нарушителям закона грозят крупные штрафы, а менеджерам - тюремное заключение. Единственным условием раскрытия тайны является подозрение в коррупции или в отмывании денег. Хотя банковскую тайну придумали не в Швейцарии, население именно этой страны горячо поддерживает этот институт: три четверти швейцарцев выступают против отмены банковской тайны, требуемой Евросоюзом и в случаях, когда владелец вклада уклоняется от уплаты налогов.
Проблема, однако, в том, что швейцарское законодательство считает неуплату налогов правонарушением, но не преступлением, влекущим за собой отмену в каком-либо конкретном случае банковской тайны. Один из швейцарских банкиров - вышедший на пенсию Ханс Бэр - заявил недавно, что не видит большой разницы между правонарушением и преступлением, вот почему сохранение банковской тайны "неэтично".
В основе нынешнего спора лежит 51-я статья соглашения между Швейцарской конфедерацией и Европейским союзом, соблюдение которой могло бы вынудить швейцарские власти покончить с такой дифференциацией и предоставлять Евросоюзу сведения, ныне защищаемые законом о тайне вкладов. Особенно острой критике подверг швейцарских коллег министр германских финансов Ханс Айхель, вследствие чего в начале марта имело место одностороннее ужесточение таможенного контроля на германо-швейцарской границе, снятое лишь после встречи министров иностранных дел двух стран. Тайна вкладов делала Швейцарию желанной страной для сотен тысяч самых богатых людей мира, что приносило и приносит альпийской стране огромные доходы. Трудно поверить, что снятие торговых барьеров между Швейцарией и ЕС компенсирует потери от возможной отмены этой тайны.
"Франкфуртер рундшау"