Не обошлось и без сюрпризов. Наряду с предложениями, которые обсуждались бизнес-сообществом последние полгода, появились новые. Так, по предложению Минфина было принято решение внести в Думу наряду с ранее осуждавшимися законопроектами предложения по увеличению подоходного налога на выплачиваемые физическим лицам дивиденды. Если предложение экономического ведомства будет одобрено Думой, гражданам-акционерам придется платить в казну не 6 процентов от дохода, как сейчас, а 9 процентов.
Министр финансов Алексей Кудрин обосновывает эту меру необходимостью бороться с минимизацией налогообложения. По его словам, некоторые компании, в которых большое количество акций принадлежит физическим лицам, назначили себе крупные дивиденды и с них выплатили налоги. Это выгоднее, чем показывать эти доходы как зарплату. Напомним, что в этом случае подоходный налог пришлось бы платить в размере 13 процентов. Успешное применение этой схемы рядом компаний доказывает тот факт, что в прошлом году физические лица выплатили в виде налога на доходы от дивидендов 20 миллиардов, а юридические лица - всего 4 миллиарда рублей. Как заявил министр финансов, "перекос очевиден".
Напомним, что наряду со снижением ЕСН с 35,6 до 26 процентов Правительство предлагает изменить действующую шкалу экспортной пошлины на нефть, введя в нее дополнительный интервал при цене нефти от 20 до 25 долларов за баррель со ставкой в размере 45 процентов и установить при стоимости нефти свыше 25 долларов за баррель ставку экспортной пошлины в размере 65 процентов.
При этом базовая ставка НДПИ по нефти увеличится с 347 до 400 рублей за тонну. Если эти предложения будут одобрены депутатами, а такой вариант развития событий представляется наиболее вероятным, бюджет получит дополнительные доходы в размере 1,2 миллиарда рублей при условии, что нефть будет стоить 24 доллара, и 2,6 миллиарда, если цена на углеводороды составит 27 долларов за баррель.
Другой законопроект, который Правительство передало на рассмотрение в парламент, касается налога на прибыль. Речь, в частности, идет о таких вопросах, как приведение в соответствие с правилами ведения бухгалтерского учета налогового учета материально-производственных запасов; "открытие" перечня прямых расходов, что позволит организациям самим принимать решение об отнесении затрат к прямым или косвенным; предоставление возможности оценки остатков незавершенного производства, товаров на складе и товаров отгруженных, но не реализованных на конец месяца, по правилам бухгалтерского учета; возможность учета в составе амортизируемого имущества в качестве самостоятельного объекта капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений; возможность учета в составе расходов, уменьшающих налоговую базу следующих расходов: произведенных за пределами территории России, уточнение ряда положений, касающихся налогообложения операций с ценными бумагами; упрощение порядка уплаты налога организациями, имеющими несколько подразделений на территории одного муниципального образования.
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает повышение акцизов в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом предполагаемого на 2005 год уровня инфляции. Специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением сигарет, предлагается проиндексировать на 8 процентов. Напомним, что ставки акцизов в последнее время индексируются ежегодно, и каждый год парламенту приходится принимать соответствующие законы.
По сигаретам в связи с решением, достигнутым при введении комбинированных ставок акцизов, предлагается более высокая индексация специфических составляющих ставок налога. На сигареты с фильтром предлагается установить специфическую ставку акциза в размере 70 рублей за 1000 штук, на сигареты без фильтра - 30 рублей за 1000 штук. Адвалорная составляющая сохранена в размере 5 процентов к отпускной цене. При индексации ставок в таком размере доля акциза в цене сигарет с фильтром в среднем составит около 25 процентов.
Но главным нововведением станет, конечно, снижение ставки единого социального налога. Кабинет министров признал наиболее целесообразным осуществить снижение путем установления для организаций-работодателей ставок ЕСН: при величине выплат за год на одного работника до 300 тысяч рублей - 26 процентов, от
300 001 рубля до 600 тыс. рублей - 10 процентов, свыше 600 тысяч рублей - 2 процента. Пропорциональным образом изменяются налоговые ставки для тех категорий налогоплательщиков, которые в настоящее время уплачивают ЕСН по пониженным ставкам. Эти нормы предлагается ввести с 1 января 2005 года.
При налогообложении имущества физических лиц предполагается, что налоговая база по этому налогу будет определяться как инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, приведенная к реальным рыночным условиям. Налоговая база по земельному налогу должна определяться на основе кадастровой стоимости земельного участка.