В качестве основного принципа, положенного в основу законопроекта в соответствии с Конституцией РФ, принимается право выбора пользователя осуществлять проезд по платной автомобильной дороге при наличии обязательного бесплатного проезда по дорогам общего пользования. Это соответствует общепринятой мировой практике.
Кстати, проведенные исследования среди пользователей дорог показали готовность россиян платить за проезд по платным дорогам. Так, например 83,5 процента опрошенных готовы использовать платные услуги дороги МКАД-Кашира и 79 процентов согласны заплатить за проезд по автодороге МКАД-Серпухов.
Согласно новому законопроекту органы государственной власти, органы местного самоуправления приобретают права и обязанности осуществления функций управления платными автомобильными дорогами, утверждения перечня платных автодорог, проведения конкурсов на строительство и эксплуатацию таких дорог.
Закон устанавливает, что юридические и физические лица приобретают право пользования и эксплуатации дорог, а также обязанность оплаты предоставляемых услуг в виде проезда по платной автодороге.
Для того чтобы начать строительство такой дороги, законопроект прописывает набор стартовых условий для начала реализации проекта. Во-первых, необходимо экономическое обоснование.
Далее нужно получить экологическую оценку последствия создания дороги. В свою очередь всесторонняя экспертиза должна показать, что риск государства и инвесторов минимален.
Законопроект обеспечивает защиту как инвесторам, так и пользователям таких дорог. Создание гарантий инвесторам, участвующим в финансировании проектов платных автомагистралей, обеспечивается принципом сохранения условий действия договоров на весь срок передачи автодороги в платную эксплуатацию. А защита прав пользователей осуществляется за счет создания системы государственного контроля за состоянием автодороги и соблюдением норм в сфере безопасности дорожного движения, экологической безопасности при строительстве и эксплуатации этого объекта, а также путем государственного регулирования тарифов за проезд и обязанности наличия альтернативного проезда. Более того, владельцы платных дорог обязаны будут возмещать ущерб, причиненный пользователю этих дорог, возникший вследствие ненадлежащего исполнения владельцами своих обязанностей.
В законопроекте предполагается учесть все три возможные формы владения и управления платными дорогами, получившие распространение в других странах включая платные автомобильные дороги, управляемые государством (органами местного самоуправления), акционерными обществами или юридическими лицами на основе договора.