Теперь руководители федеральных органов исполнительной власти выступают представителями Правительства Российской Федерации в суде по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего федерального органа исполнительной власти, по получении направленных им документов о привлечении Правительства Российской Федерации в качестве стороны по делу. Кроме того, от имени Правительства Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти вправе совершать все процессуальные действия. Они имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств или иного имущества.
Помимо этого, руководители федеральных органов исполнительной власти могут назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации представителей Правительства Российской Федерации в суде из числа лиц, состоящих в штате этих органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Полномочия указанных лиц будет определять доверенность, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Между тем сегодня 53 процента от объемов работы арбитражных судов составляют споры между предпринимателями и государством. В 1992 году эти споры составляли всего 1,5 процента от общего количества дел. Увеличение числа дел вызвано прежде всего продолжающимся ростом дел, связанных с применением налогового законодательства. Подавляющая часть дел, возникающих из налоговых правоотношений, связана со взысканием в бюджет обязательных платежей и санкций - 83,1 процента. Количество исков налогоплательщиков о признании решений налоговых органов недействительными, в 2003 году увеличилось на 37 процентов.
Среди дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности почти половину - 43 процента составляют дела об оспаривании решений налоговых органов, 15 процентов - об оспаривании решений таможенных органов.
Более чем в пять раз выросло количество дел по заявлениям Пенсионного фонда РФ.
Наиболее часто обращались в арбитражные суды государственные органы о привлечении к административной ответственности за нарушение требований по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной продукции. Указанные заявления составляют около 90 процентов всех рассмотренных заявлений о привлечении к административной ответственности.
Увеличилось и количество дел о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц на 59 процентов.