После семидесяти жизнь только начинается

Старость - в радость

Кубанский журналист, съездивший в Данию, рассказывал, что больше всего в этой стране его поразили вовсе не чудеса архитектуры, а дом для престарелых рыбаков.

- Представляете, - делился он взахлеб, - бабушка в свою комнату вызывает маникюршу. А официанты в белых перчатках обслуживают тех, кто сам не может спуститься к обеду...

Кубанский "город стариков" вызывает примерно те же чувства. Домики с шоколадно-черепичными крышами, выстроенные по "западным" проектам прибалтийских архитекторов, кажутся игрушечным датским королевством, случайно затерявшимся в кубанских лесах. Даже сосновые лестницы внутри каждого здания вырезаны по спецпроекту - с учетом старческой походки, не говоря о пандусах для инвалидных колясок. В светлых просторных комнатах на одного-двух жильцов - жизнерадостные дорогие обои. Санузлы сверкают мрамором. Самая просторная комната в каждом доме предназначена для проведения совместного досуга. Возле вымощенных плиткой дорожек - изящные беседки с фонарями под старину. Свой кинотеатр, библиотека, танцзал.

После семидесяти жизнь иногда действительно только начинается. Соцработники рассказали романтическую историю, случившуюся в Усть-Лабинском доме-интернате для престарелых: потомственная дворянка, дочь князя Гагарина, именно там на старости лет снова встретила свою первую любовь. Молодой человек из Харбина, которого она потеряла из виду много лет назад, оказался именно в этом интернате. Там они и поженились...

- Только вы не называйте наш "городок" интернатом, - попросил меня Владимир Коденцев, начальник Управления соцзащиты районной администрации Горячего Ключа. - Мы старались сделать все, чтобы наш поселок был настоящим микросоциумом для полноценной и счастливой жизни пожилых людей.

В "городе стариков" выстроены хозпостройки - для подсобного хозяйства, которым будут заниматься рабочие, а если захотят покопаться в земле - и сами пожилые обитатели городка. Обустраивается и собственная медсанчасть.

- Лесники для новоселов уже тропу здоровья расчистили,- говорит местный сторож Пал Палыч, который вместе с бывалой овчаркой по кличке Мухтар охраняет отстроенные, но пока пустые дома. - Летом здесь грибов, цветов, ягод - море.

Кстати, во всем районе раньше ни одного своего учреждения для одиноких пожилых людей не было. Их определяли в интернаты, разбросанные по далеким станицам. Для многих это трагедия - и без того одиноким навсегда приходилось отрываться от друзей. Кто из пожилых и, как правило, больных людей сможет приехать навестить?..

А вот некоторые из бизнесменов до сих пор не понимают районного главу Николая Шварцмана, бывшего учителя: зачем строил шикарный поселок для стариков, когда можно было на этом городке, расположенном в райском месте, большие деньги зарабатывать, открыв санаторий или продав частникам землю? Другие решение это поняли и поддержали:

- Я цементом помогу, - предложил один.

- А я - техникой, - сказал другой.

Так с миру по нитке и пошла стройка. Но скоро стало ясно, что одному району не справиться. Строительство зависло. Обратились за помощью в краевую соцзащиту. А там решили обратиться в Пенсионный фонд России. Стройку включили в один из государственных проектов. И выделили пять миллионов рублей. В основном именно на эти деньги был построен городок, а вот край всех обещанных средств пока выделить не смог. На них купили бы мебель и необходимую мелочовку для новоселов - от тапочек до занавесок. Именно поэтому пока "городок" не заселяют.

Но создатели необычного поселка столкнулись не только с материальными проблемами. Денег хватило на то, чтобы построить жилье на пятьдесят человек. А одиноких стариков из района, желающих здесь поселиться, оказалось гораздо больше.

Очередь

- Еще не успели открыться, а уже по шесть "мерседесов" в неделю подъезжают. Молодые крепкие парни спрашивают, когда своих родителей можно будет сюда сбагрить, - сокрушается сторож черноморского "рая" Пал Палыч.

- Действительно, таких обращений у нас немало, - подтверждает Владимир Коденцев. - На днях пришли два брата-предпринимателя просить, чтобы и их маму пристроили в наш "городок".

Одиночество наших стариков - это чаще всего предательство близких, уверены соцработники Горячего Ключа. В этом корреспондент "РГ" убедился, выслушивая горькие истории одиночества тех пожилых людей, что надеются попасть в отстроенный городок.

Оказавшиеся никому не нужными, они стесняются, будто сами в чем-то провинились, и не хотят, чтобы называли их фамилии.

Аккуратная и подтянутая, несмотря на годы, Дарья Михайловна - ровесница Октябрьской революции. Всю жизнь проработала в Сибири на железной дороге. Всю жизнь прожила с любимым человеком, от которого не было детей. Когда муж умер, решила переехать к родному брату под Горячий Ключ. И брат вроде не возражал. Продала свой домик. А когда приехала в станицу Пятигорскую, где жила единственная родная кровинушка, оказалось, что ее совсем не ждали. Брат продал свой дом и с семьей незамедлительно отбыл в неизвестном направлении. Те небольшие деньги, что выручила Дарья Михайловна от продажи своего сибирского дома, съела инфляция. Добрые люди пустили бездомную бабушку в пустой старый дом. Несмотря на свои 87 лет, она прилежно ухаживает за цветами, что растут на чужом земельном участке. И больше не пытается разыскивать родных.

А вот 90-летняя Нона Андреевна из станицы Саратовской, что тоже рядышком с Горячим Ключом, передвигается с большим трудом, да и мир звуков постепенно становится для нее недосягаемым из-за проблем со слухом. Вот уже несколько лет она пишет в программу "Жди меня", разыскивая единственного сына Валерия. 11 лет назад Валерий прислал ей последнее письмо из Усть-Каменогорска. И с тех пор - ни одной весточки. Нона Андреевна, переехавшая в Саратовскую из Каспийска, живет в домике дальней пожилой родственницы. Немощным бабушкам, которым и веник-то в руки взять тяжело, приходится несладко. И дело не только в небольшой пенсии - в частном доме всегда много физической работы. То потолок течет, то штукатурка осыпается. Прошедшая всю войну медсестрой Нона Андреевна из беды вытащила не одного солдата. Она до сих пор не может поверить в то, что сын бросил ее в старости. А может, с Валерой беда приключилась?..

- По каждому кандидату в жители "городка" будем заседать целой комиссией, - говорит Владимир Коденцев. - Однако стариков, у которых есть трудоспособные дети, мы взять не сможем.

Даже если обещанные средства на окончательное обустройство не придут, заверили меня в районе, хоть "шапку по кругу" пустим, но к апрелю "городок" заселим.

Сейчас на Кубани действуют около 87 различных домов-интернатов для одиноких пожилых людей. Все они переполнены. И, по статистике, большинство из тех, кто на старости лет подает заявление на устройство в "казенный дом", имеют близких...