13.04.2004 03:20
    Поделиться

    Следователь "подсунул" фальшивую улику

    В апреле минувшего года оперативники, в числе которых был и наш "Жеглов", с поличным задержали карманного вора. В отделении выяснилось, что щипач попался уже не в первый раз: несколько недель назад его уже ловили с дамским кошельком (вернее в тот момент, когда он его "сбрасывал", швыряя на дорогу). Однако тогда кузбасского "гастролера"-рецидивиста пришлось отпустить - заявления от потерпевшей в милицию так и не поступило. А вот кошелек до сих пор хранится в РУВД.

    По версии следствия, тут-то оперативник и решил наказать карманника по полной программе, заведя на него не одно, а сразу два уголовных дела о краже. Действительно: зачем зря пропадать кошельку, который был-таки украден, хотя и не известно, у кого? Милиционер попросил юную практикантку, которая осваивала тонкости уголовно-процессуального права в РУВД, выступить в роли потерпевшей. До мелочей описал ей бесхозный бумажник и отправил писать заявление дежурному: мол, в такой-то день, выйдя из троллейбуса, я обнаружила пропажу кошелька... Безответная практикантка согласилась. Сторонник "облавы и подставы" заверил ее, что дело карманника вряд ли дойдет до суда. А вот раскрытие кражи, безусловно, улучшит показатели работы отделения. Тем более что теперь по бумагам выходило, будто милиция задержала преступника буквально через сорок минут после обращения потерпевшей - прямо-таки по горячим следам.

    Два уголовных дела о краже были объединены в одно, и в конце концов карманник оказался на скамье подсудимых. Но в этот момент практиканткой овладело раскаяние, причем деятельное: явившись на заседание, она заявила, что кошелек у нее никто не крал. И лжесвидетельствовать в суде она ни за что не будет. В итоге кемеровский "гастролер" все-таки оказался в тюрьме, где и положено быть вору, но понес наказание только за одну кражу - по эпизоду с фальшивой потерпевшей его оправдали.

    Зато в районной прокуратуре завели два новых уголовных дела. Обвинение в превышении должностных полномочий было предъявлено бывшему оперативнику, который, уволившись из органов, виновным себя не признал и от дачи показаний отказался. Уголовному преследованию за заведомо ложный донос подверглась и девушка - будущий юрист, вдоволь напрактиковавшийся в РУВД. Дело в отношении практикантки прекратили по нереабилитирующим обстоятельствам - в связи с раскаянием.

    Между тем карманные кражи новосибирские милиционеры называют "очень больной проблемой, которую неизвестно, как решать". По данным правоохранительных органов, в карманах горожан сегодня шарят не одиночки, а профессиональные организованные группы карманников, которые уже поделили город на сферы влияния. Это прибыльный криминальный бизнес, участникам которого легко удается избежать ответственности - "методов против Кости Сапрыкина" по-прежнему нет. Во-первых, воров крайне сложно задержать с поличным. Даже если в руках у щипача находится кошелек, есть масса уловок, которые действуют безотказно: от банального "нашел!" до более "интеллектуальных". К примеру, жертва нашего "Жеглова" начисто отрицала факт кражи: по словам "гастролера", он, выйдя из троллейбуса, просто-напросто решил выбросить старый бумажник жены (заметим, вместе с 60 рублями), чтобы потом купить ей новый.

    Во-вторых, по действующему УПК, кража суммы, не превышающей 2250 рублей, не является уголовным преступлением. Это всего лишь административное правонарушение, которое наказывается штрафом.

    А в-третьих, сотрудников милиции удивляет реакция самой общественности на карманные кражи. Возмущенные крики ограбленного в автобусе подобны гласу вопиющего в пустыне - стена пассажиров безмолвствует. Молчат зачастую и водители с кондукторами - по сложившемуся убеждению, ничем, правда, не подтвержденному в официальном порядке, кое-кто из них находится в сговоре с ворами и получает часть денег.

    Поделиться